Президент Дональд Трамп (Donald Trump) объявит во вторник, 8 мая, останутся ли США в соглашении по ядерному оружию, подписанному с Ираном и некоторыми другими странами в 2015 году или, в сущности, выйдут из него. Вот некоторые ключевые вопросы, касающиеся этого заявления и возможных сценариев дальнейшего развития.
Что означает выход из соглашения? На данном этапе он означает возобновление нефтяных санкций против Ирана, снятых более двух лет назад в рамках соглашения. Согласно законодательству США Трамп должен пересматривать этот вопрос каждые 120 дней. Следующий дедлайн наступит в эту субботу, 12 мая. Трамп утверждает, что ядерное соглашение содержит существенные недостатки. В нем почти не затрагивается ракетная программа Ирана и его «пагубная деятельность» в регионе (это отсылка к военному вмешательству Тегерана в Сирии и других странах). Американские и европейские дипломаты с января пытались выработать какой-то компромисс, но до сих пор им это не удалось.
Как это решение скажется на Иране? Санкции, впервые наложенные в 2012 году, вдвое сократили иранский нефтяной экспорт и нанесли стране огромный экономический удар, что и вынудило Иран сесть за стол переговоров. Появившееся в результате ядерное соглашение и снятие санкций поспособствовало увеличению иранского экспорта до 2,6 миллионов баррелей в день. Трамп надеется, что повторные санкции вынудят Иран подписать более строгие ограничения его ядерной программы. Однако воздействие санкций не сможет сравниться с 2012 годом, по крайней мере не сразу. Согласно законодательству США санкции начнут действовать только через полгода. Стоит также отметить, что некоторые страны, в том числе Китай и Индия, могут пренебречь решением США и продолжить закупать иранскую нефть.
Как отреагируют на это друзья Америки в Европе? Решение Трампа может спровоцировать серьезный разрыв с европейскими союзниками, уже страдающими от угрозы пошлин на сталь и выхода из Парижского соглашения по климату. Великобритания, Франция, Германия и Европейский союз ясно заявили, что они отнесутся к повторному наложению нефтяных санкций как к нарушению ядерного соглашения. Они сообщили, что не выйдут из соглашения. Официальные представители также сказали, что попытаются защитить европейские компании от любых американских санкций, применяя так называемое блокирующее законодательство, разработанное в 90-е годы.
Неясно, однако, сможет ли соглашение сохраниться и дальше без поддержки США. Американские санкции вынудят европейские страны сделать выбор между сохранением доступа к американскому или иранскому рынку. Большинство отвернется от Ирана и не будет рисковать столкнуться с необходимостью выплат существенных американских штрафов, что будет означать уменьшение доходов Ирана, который изначально именно по этой причине и был вынужден подписать это соглашение.
Что сделает Иран? По крайней мере поначалу Иран попытается изолировать США, работая с другими подписантами, чтобы сохранить соглашение. Однако на президента Ирана Хассана Рухани оказывается политическое давление, чтобы он продемонстрировал экономические преимущества соглашения, относительно которого его соперники внутри режима, занимающие более жесткую позицию, постоянно высказывали сомнения. Экономика страны продолжает оставаться вялой, и волна иностранных инвестиций должна еще материализоваться, отчасти потому, что западные компании предвосхищали выход Трампа из соглашения. Если европейские инвесторы уйдут, Иран может сделать вывод, что в соглашении нет больше никакой выгоды. Режим, возможно, решит, что может нарушать условия, ограничивающие его в обогащении урана и других действиях в ядерной сфере. Таким образом, он воскресит свою ядерную программу. Самый радикальный вариант — это выход Ирана из договора о нераспространении ядерного оружия и высылка иностранных наблюдателей, которые, как утверждают западные разведывательные агентства, обеспечивали возможность осуществлять надзор и проверять ядерные работы Тегерана. Это станет сигналом намерения Ирана создавать ядерное оружие и позволит режиму осуществлять обогащение урана в военных целях без постоянных проверок со стороны ООН. Оценки разнятся, но Иран способен создать атомную бомбу приблизительно за год или даже меньше, если судить по существующим у него запасам урана.
*Экстремистские и террористические организации, запрещенные в Российской Федерации: «Свидетели Иеговы», Национал-Большевистская партия, «Правый сектор», «Украинская повстанческая армия» (УПА), «Исламское государство» (ИГ, ИГИЛ, ДАИШ), «Джабхат Фатх аш-Шам», «Джабхат ан-Нусра», «Аль-Каида», «УНА-УНСО», «Талибан», «Меджлис крымско-татарского народа», «Мизантропик Дивижн», «Братство» Корчинского, «Тризуб им. Степана Бандеры», «Организация украинских националистов» (ОУН).
Оставить комментарий