В Сирии начался обратный отсчет до восстановления армией контроля над юго-западом страны. Это произошло после ряда отсрочек и нескольких недель ожидания того, когда будут достигнуты договорённости по данному вопросу на международном и региональном уровнях. Решение этой стратегической проблемы будет российско-сирийским, несмотря на циркулирующие долгое время разговоры и утечки информации о том, что обе стороны пойдут на уступки и выполнят предъявляемые им требования. Здесь имеется в виду израильско-американское «вето» на возвращение сирийского юга под контроль государства, как это было в случае Гуты в Дамаске и его окрестностей. Последние события в Сирии подтверждают этот вывод. Так, на днях самолёты российской авиации начали интенсивные налеты на опорные пункты вооруженных группировок на юге страны, в то время как Соединенные Штаты отправили послание фракциям, которым оказывают поддержку, о том, что им не следует ожидать от Вашингтона военной помощи с целью противостояния сирийским атакам. Кроме того, несколько дней назад вооруженная группировка поспешила перейти на сторону сирийских властей и пойти на перемирие при посредничестве России. На сегодняшний день можно сказать, что в зоне деэскалации на сирийском юге, странами-гарантами в которой начиная с 2016 года являются Соединённые Штаты, Россия и Иордания, ситуация меняется, особенно после российского участия в военных действиях против оппозиционных фракций. Это, как ожидается, поможет сирийскому правительству восстановить суверенитет государства и контроль над всей юго-западной границей, включая международный контрольно-пропускной пункт Насиб, связывающий Сирию и Иорданию.
Несмотря на то, что иорданские власти сохраняют приверженность своим официальным требованиям по сохранению зоны деэскалации на юге Сирии, ожидается, что они не будут возражать против восстановления сирийской армией полного контроля над границей. Кроме того, все указывает на то, что подчиняющиеся Ирану в Сирии силы не будут участвовать в боях на юге, и что между Россией, Сирией и Ираном существует договорённость о том, что иранские силы будут держаться как можно дальше от границы.
Что беспокоит Иорданию и определяет ее политику, вынуждая придерживаться зоны деэскалации на юге Сирии, так это стремление защитить свои стратегические интересы. В основном это попытка не допустить нового притока сирийских беженцев к иорданской границе, проникновения террористов и создания ими угрозы на границе. При этом этих целей можно достичь, даже если сирийская армия установит контроль над границами и на юге страны. Не исключено, что множество вооруженных группировок, которые составляют так называемый «Южный фронт», действующий при поддержке США, поспешат заключить перемирие, к которому стремятся Россия и сирийское правительство: сдадут своё оружие и примут участие в политическом процессе или же, сдав оружие, уйдут в Идлиб. Тогда главное сражение будет вестись против боевиков «Исламского государства» (запрещена в РФ — прим. ред.), в частности, против группировки «Джейш Халед бен Валид» и, возможно, с «Джебхат ан-Нусрой» (запрещена в РФ — прим. ред.), хотя последняя уже согласилась с условиями сдачи оружия и ухода с других территорий Сирии. Ожидаемые перемирия будут в интересах иорданской стороны, поскольку ограничат возможность притока новых беженцев в страну. Если говорить об Иордании, то ещё большее значение имеет то, что ожидаемое продвижение сирийской армии на юге и восстановление контроля над границами, особенно в связи с открытием контрольно-пропускного пункта Насиб, сделает возможным перемещение населения и восстановит торговые отношения между двумя странами. Предполагается, это положительно отразится на экономике королевства, особенно если учесть, что на этапе реконструкции Сирия будет нуждаться в иорданском рынке. Положительные эффекты открытия контрольно-пропускного пункта Насиб для Иордании можно будет наблюдать не сразу. Вполне вероятно, позитивные изменения начнутся в течение месяца в связи с быстрым ходом операций по освобождению сирийских территорий, пока находящихся под контролем группировок вооруженной оппозиции.
*Экстремистские и террористические организации, запрещенные в Российской Федерации: «Свидетели Иеговы», Национал-Большевистская партия, «Правый сектор», «Украинская повстанческая армия» (УПА), «Исламское государство» (ИГ, ИГИЛ, ДАИШ), «Джабхат Фатх аш-Шам», «Джабхат ан-Нусра», «Аль-Каида», «УНА-УНСО», «Талибан», «Меджлис крымско-татарского народа», «Мизантропик Дивижн», «Братство» Корчинского, «Тризуб им. Степана Бандеры», «Организация украинских националистов» (ОУН).
Оставить комментарий