На основной сцене Московского театра имени Маяковского прошла премьера спектакля «Тургенев. Сегодня!», приуроченная к 200-летию со дня рождения писателя.
Правда, сам юбилей будет только осенью. Но освежить память о Тургеневе организаторы проекта «Театральная Россия» решили уже сегодня.
Перед началом спектакля на сцену поднялся министр культуры России Владимир Мединский, который, по его собственным словам, позавидовал тем, кто остался в зале смотреть спектакль, сам он уходил и потому у него такой возможности не было.
- Иван Сергеевич был очень яркий человек, не только великий писатель, но и оригинальный мыслитель, государственник, человек работавший в самых разных, зачастую, очень неожиданных сферах деятельности. Он оставил большой след в российской литературе и общественной мысли», - заметил министр перед началом спектакля.
Мединский говорил и о том, что постановка выполнена в необычном жанре.
- Это своего рода коллаж из произведений Тургенева, размышлений о Тургеневе, его биографии, идей, жизненных событий, подтолкнувших к написанию тех или иных произведений», сказал он, и сообщил, что в день 200-летия Тургенева киноверсия спектакля будет показана на тысяче киноэкранов России.
Режиссер постановки Глеб Черепанов, в спектакле заняты ведущие актеры и актрисы московских театров: Любовь Руденко, Анатолий Руденко, Андрей Болсунов, Елена Дудина, Джульетта Геринг, Денис Дёмин, Анастасия Спектор, Василиса Кузьмина а также выпускники Московской театральной школы Олега Табакова.
Как заметили театральные критики, в этой постановке много оригинального, и в то же время эклетичного. Реалии жизни писателя, его драматических, если не сказать трагических отношений с женщинами и особенно с Полиной Виардо, перемежаются с сюжетами его рассказов, повестей и романов писателя.
С Тургеневым общаются современники - Некрасов, Достоевский, Фет, Лев Толстой, Гоголь и даже Пушкин, с которым в жизни Тургенев вряд ли пересекался. По сцене бегают, говорят, кричат, «лишние люди», в первую очередь Евгений Базаров, спорят о смысле жизни и бессмысленности бытия нигилисты в масках, сливаются в песенном экстазе ретрограды, которых «троллят» любители рока, рэпа.
Порой эклектиктичность зашкаливает. Несколько женских ролей играют актеры-мужчины, вероятно для подчеркивания современного прочтения произведений классиков, или для чего - то еще.
В зале были сотрудники Министерства культуры, чиновники других ведомств и компаний, не все зрители дождались завершения спектакля, что может свидетельствовать как о непонимании или неприятия ими творческих изысков режиссера и его находок, так и некоторой затянутостью театрального действа.