Ученые: медитация вредна для психики человека
Участие в телешоу «Голос» может негативно сказаться на психике детей
Создан препарат, который полностью избавляет от депрессии за 24 часа
Жизнь по соседству с душевнобольными людьми в России все больше напоминает русскую рулетку: пронесет - не пронесет, выживешь - не выживешь.
Заставить лечиться эту категорию населения сегодня можно только по суду. А суд, как правило, выносит решение о принудительной госпитализации, только если больной кого-нибудь покалечит или убьет...
20 марта этого года в Мурманске в результате взрыва бытового газа обрушилась часть многоквартирного дома.
В квартире, ставшей эпицентром взрыва, следователи обнаружили срезанный шланг от газовой плиты. 19-летний парень признался, что это именно он наполнил квартиру газом и зажег спичку.
За пару дней до ЧП хозяин квартиры написал в соцсетях, что хочет уйти из жизни. Организатор взрыва на днях скончалься в больнице. Но одной жертвой не обошлось: разрушено шесть квартир на трех этажах, погибли трое соседей. Еще двое серьезно травмированы, в том числе 11-летний мальчик.
Незадолго до этого состоящая на психучете с младых ногтей 36-летняя жительница Волгоградской области аналогичным образом подорвала квартиру в городе Волжском. Дом покорежило, соседям чудом удалось избежать гибели. Прокуратура региона возбудила уголовное дело за умышленное уничтожение имущества, совершенное из хулиганских побуждений путем взрыва или иным общеопасным способом.
Подрывнице будет назначена медико-социальная экспертиза, которая и определит, где после курса лечения ей предстоит проживать - по месту прописки или в местах со строгим режимом пребывания.
Соседи, понятно, не горят желанием иметь под боком такую бомбу замедленного действия. Но это, увы, уже не в их компетенции.
Волжский регион по части таких вот взрывников мог бы дать фору любому субъекту федерации.
Три года назад уже в самом Волгограде от мощного взрыва газа был полностью разрушен подъезд девятиэтажки.
В квартире на 7-м этаже проживал психически нездоровый мужчина, состоявший на учете в психдиспансере. Он натаскал домой газовых баллонов, взял бензиновый генератор и прямо в квартире затеял ремонт мотоцикла. Тогда погибли пять человек, искореженную многоэтажку пришлось снести.
Пострадавшие жильцы не раз жаловались на «нехорошую квартиру», а точнее - на странную семью: «Они тащили домой неизвестно что. Семья психически больных. Все соседи знали об этом. Мы подозревали, что может что-то произойти, живем как на пороховой бочке. Участкового вызывали неоднократно». Но пока гром не грянул, никто из органов власти не пошевелился. А за Волгоградом уже стояли в очередь Ижевск, Тамбов... Далее везде?
В России на учете у психиатров состоит больше 4 млн человек. Половина из них, по данным врачей, отказывается принимать лекарства, а заставить их принять пилюли невозможно. Что взбредет им в голову, когда начнется обострение, не предугадаешь. И самое страшное - здоровому человеку, живущему рядом и несущему все риски такого соседства, найти управу на тетеньку или дяденьку с приветом очень трудно.
В упомянутом уже городе Волжском жила старушка, которая с балкона второго этажа метала ножи в играющих во дворе детей или плескала кипятком. Участковый принимал жалобы родителей детей на буйную соседку и разводил руками: «Лечение душевнобольных у нас теперь добровольное - либо с их согласия, либо по инициативе родственников, либо по суду. Родственников у старушки нет. Вам остается ждать, когда бабка причинит кому-нибудь существенный ущерб». Утешил.
С одной стороны, конечно, хорошо, что в России теперь нет карательной психиатрии, которую в советское время часто практиковали против инакомыслящих. Но и нынешняя гуманность, которая потворствует нездоровым и удесятеряет риски тех, кто пока еще в своем уме, ничем хорошим обернуться не может. Она делает миллионы людей фактически заложниками явных и скрытых безумцев.
Не пора ли инициировать принятие закона, защищающего права адекватных жильцов от действий не вполне адекватных соседей?
- Это действительно очень серьезная проблема, и закон нужен, - подтвердил корреспонденту «Мира новостей» юрист Арсен Аристакисян. - В нашем государстве нет четкого алгоритма, воспользовавшись которым можно было бы привлечь к ответственности или отправить на принудительное лечение психически нездорового соседа. Людям, увы, придется самим себя защищать.
Если квартира странного соседа не приватизирована, находится в муниципальной собственности, то какие-то меры противодействия возможны. Но для этого при любом нарушении правил проживания (человек тащит в дом горы мусора, которые начинают смердеть, завел десятки кошек, любит поджигать занавески и т. д.) надо вызывать участкового и представителей управляющей компании и требовать зафиксировать факт произошедшего.
Параллельно надо писать письма со ссылкой на эти акты в муниципалитет, в департамент жилищной политики и просить создать административную комиссию, чтобы человека выселили за нарушение правил проживания. А если еще обеспечить этому и публичный резонанс, то власти могут пойти навстречу гражданам.
Другое дело, что найти для возмутителя спокойствия место в маневренном фонде довольно сложно. Такие фонды, как правило, вечно заняты жильцами из разрушающихся аварийных домов, погорельцами и т. п.
Если же квартира приватизирована кем-то из родственников душевнобольного, выселить его вообще нереально. Пока он не совершит общественно опасное деяние... Но тогда выселять уже придется не только его, но и всех потерпевших.
Что касается признания человека недееспособным, говорят юристы, и направления его на лечение в психбольницу, то инициировать такой акт могут только члены семьи больного, органы опеки и попечительства, а также психиатрическая лечебница, где больной наблюдался ранее. Соседи тут вообще ничего сделать не могут!
Многое зависит от позиции местных властей. Вот в Перми совсем недавно из квартиры в центре города по суду, инициированному мэрией, выселили пенсионерку, страдающую синдромом Плюшкина и проживающую по договору социального найма.
Вместе со взрослым сыном они натаскали столько мусора со свалки, что спать им приходилась на зловонных кучах под самым потолком. Вместо проданной с публичных торгов муниципальной квартиры горе-жильцам предоставили комнату в муниципальном общежитии. Там хотя бы будет возможность их контролировать.
А вот в центре Новосибирска все бремя совместного проживания с ненормальным взяли на себя соседи. За свои деньги они уже неоднократно вывозили КамАЗами мусор из квартиры завсегдатая психлечебницы. Но мужчина все равно умудрился захламить свою «двушку» настолько, что перебрался на лестничную площадку. Да и тут уже обзавелся десятком пакетов с мусором.
Как потом выяснилось, в муниципальной квартире «мусорщик» даже не прописан. Там зарегистрирована его дочь, которую уже 12 лет не могут найти, чтобы на полном основании оформить папашу в психиатрическую лечебницу на длительный срок.