На Днепропетровщине переселенцам, которые потеряли свое имущество во время военных действий на Донбассе, юристы помогают судиться за компенсации. Они утверждают, что все эти дела имеют перспективы в Европейском суде по правам человека, передает «Радио Свобода».
Сейчас в работе у юристов несколько подобных дел. За каждым из них стоит трагедия конкретного человека, семьи. Однако, ни одному из переселенцев в Украине пока не удалось получить от государства никаких компенсаций, хотя часть судов была на их стороне. Между тем, юристы говорят, что все эти дела имеют перспективы в Европейском суде по правам человека.
К примеру, материалы по иску пенсионерки Галины Ермоловой из Донецка уже переданы в Страсбургский суд, материалы других исцов проходят судебные инстанции в Украине перед обращением в Европейский суд.
Одно из таких дел – пенсионерки Нины Панфиловой, которая из-за обстрела и пожара в доме потеряла свое жилье и все имущество.
В Шахтерске (Донецкая обл.) из-за обстрелов летом 2014 года, многоэтажки «выгорали» целыми подъездами, люди сутками боялись выходить из подвалов. Пенсионерка Нина Панфилова до сих пор с содроганием вспоминает ночь со 2 на 3 августа. С вечера и до утра город был под обстрелами. Прятались, кто где мог. Нина Юрьевна вместе с соседями – в подвале. «Мы были в подвале "Кинотехникума". Нас там было столько, что сидеть было негде. И бомбили, и бомбили…», – вспоминает она.
Утром, когда обстрел прекратился, многие своих домов не нашли. В квартиру Нины Панфиловой попал снаряд. Пожар, который никто и не собирался тушить, уничтожил все имущество – мебель, бытовую технику, одежду, документы, фотографии.
«Полностью все сгорело. Осталась одна земля. У меня не осталось ни-че-го. Все-все сгорело в одну ночь. Стенка в зале, кожаный диван, два кресла, было все, живи только и радуйся. Даже ложка, которой я ела, для меня была ценной. А теперь я бомж», – делится переселенка.
Нина Панфилова, убежав из родного города, осела на Днепропетровщине. Сейчас живет в общежитии для переселенцев в Павлограде. Все эти годы женщина пытается выяснить, кто же должен нести ответственность перед переселенцами за уничтоженную войной недвижимость? Пенсионерка обращалась во многие инстанции, в том числе, к городской власти Павлограда. Везде встречала непонимание и отказ. В прошлом году решила подать в суд. Юристы помогли женщине составить иск против государства Украина, которое она считает ответственным за то, что не смогло защитить своих граждан.
Ответчиком в иске выступал Кабинет Министров Украины и Государственная казначейская служба Украины. Женщина потребовала денежную компенсацию в размере 503 тыс. 668 грн.
«Начала ходить по судам, начала ходить к мэру, в инстанции, которые распределяют жилье. А они мне в лицо смеются. Буцают. Только правозащитники помогают», – рассказывает Панфилова.
Согласно решению Бердянского горрайонного суда Запорожской области, который рассматривал иск, причинно-следственной связи между действиями ответчиков и разрушением квартиры истицы нет. В компенсации отказано. «Суд приходит к выводу о том, что в ходе судебного разбирательства не был установлен факт наличия причинно-следственной связи именно между действиями ответчиков и причиненным истцу ущербом, а потому в удовлетворении иска следует отказать», – говорится в решении.
По словам юристов, судебная система Украины не готова признать ответственность государства за ее граждан. Однако, Нина Панфилова пытается обжаловать это решение суда в апелляционной инстанции. Правозащитники уверены, что ее дело также имеет перспективы в Европейском суде по правам человека.
Как отмечает юрист общественной организации «Правозащитная группа "Січ"» Марина Киптилая, которая занимается делом Нины Панфиловой, в данном случае имело место преступление, предусмотренное несколькими статьями Уголовного кодекса Украины, в частности, статьей 194 (то есть умышленное уничтожение имущества путем поджога, взрыва или иным общественно опасным способом и причинившее имущественный ущерб в особо крупных размерах). В подобных делах, по европейской практике, ответственно государство.
По словам юриста, законодательство Украины предусматривает компенсацию за разрушенное в зоне АТО жилье, однако практика таких выплат не сформирована. До 2016 года украинские суды вообще отказывали переселенцам в возмещении ущерба, но за два последних года около десятка людей смогли доказать свое право на получение денег за утраченное жилье. Несмотря на это, пока ни одно судебное решение не вступило в силу: они оспорены или все еще оспариваются. В то же время, в Верховном суде Украины должно рассматриваться так называемое «образцовое дело». Решение по нему, надеются юристы, будет ключевым.
Юрист советует всем, кто утратил жилье из-за военных действий на Донбассе, обращаться в суды. И судиться нужно не только против государства Украина, но и против правительства России.
Марина Киптилая также добавляет, что «Украинский Хельсинский союз» разработал типовой иск и инструкцию для получения компенсаций за жилье, которые могут использовать переселенцы для обращения в суд.
Между тем, пенсионерка-переселенка Нина Панфилова подсчитала: даже если суд окажется на ее стороне и ей выплатят полмиллиона гривен компенсации, денег уже вряд ли хватит на покупку в Павлограде жилья, соразмерного ее квартире в родном Шахтерске. Разве что в маленьком городке или селе, где жилье дешевле.