Independent-press.ru | РИА "Независимая пресса" - независимые новости со всего мира
 
  • 23:13 – Всероссийская конференция «Налоговое законодательство. Бухгалтерский учет 2024-2025» 
  • 00:03 – ОН БЫЛ СИМВОЛОМ МАЛОРОССИИ 
  • 12:56 – Пантеон или паноптикум. Новый взгляд на старые портреты 
  • 13:48 – «Изменения трудового законодательства. Охрана труда 2024» 
2022

Художники-переселенцы: Культурный уровень в Донецке откатился на 20 лет назад (Фото)

Художники-переселенцы: Культурный уровень в Донецке откатился на 20 лет назад (Фото)

В углу небольшой комнаты стоит мольберт, на подоконнике – банки с красками и кистями. Буквально на трех «квадратах» в одной из квартир на киевском острове Русановка разместилась мастерская художников Антонио Шевченко и Алекс Еськовой. В этой же комнате стоит один стол с двумя ноутбуками. Супруги работают по очереди…

А ведь когда-то, в мирное время, в самом центре Донецка у них были свои две мастерские. Там кипела жизнь: писались картины, собирались творческие люди города, обсуждались культурные события шахтерского мегаполиса. На многочисленных полочках стояли десятки старинных самоваров и утюгов и шикарная библиотека по искусству – их в свое время коллекционировала мама Саши. Хотя, почему стояли? В мастерских все осталось на своих местах, и только пыль с паутиной говорят о том, что время здесь остановилось. В мае 2014 года художники со своим восьмимесячным сынишкой Филиппом уехали из родного города, чтобы больше туда не вернуться…

Из династии художников

Алекс и Антонио на роду было написано стать художниками. «Я родилась в творческой семье. Мой папа Сергей Еськов – дизайнер интерьера родом из Западной Украины, а мама Валентина Еськова – художник из Донецка. Оба учились во Львовской полиграфической академии () и в Одесском художественном училище им. Грекова. Но родилась я в Донецке, а через две недели меня увезли во Львов, где жила наша семья» – рассказала Алекс.

В Донецк переехали, когда девочке было около 7 лет. «Отцу предложили работу художника-дизайнера на художественном комбинате, мама преподавала в художественном училище, была заведующей кафедрой живописи и членом Союза художников Украины. Мама много писала, выставлялась, в том числе и за пределами Украины. Ее работы хранятся в частных коллекциях и государственных музеях Донецка, Мариуполя, Нью-Йорка, Венеции… К слову, у своей мамы я училась в училище, а потом 6 лет училась в Харьковской государственной академии дизайна и искусств», – продолжила художница.

Коренному дончанину Антонио тоже с малых лет было предопределено – он художник в третьем поколении. Его дедушка по отцовской линии – заслуженный деятель искусств Украины Тарас Григорьевич Шевченко, уроженец Харьковской области. Детство и юность художника были нелегкими – в 16 лет Тарас, не попав на фронт Второй мировой, был уже неоднократно контужен и ранен, пережил оккупацию и ожесточенные бои за населенный пункт, в котором он жил. Поэтому тема войны в его творчестве – неисчерпаема, равно как и тема людей, ведь среди работ художника огромную часть занимают портреты – от шаржей и зарисовок до крупных живописных полотен. «В свое время дедушка работал главным художником в различных театрах, в том числе Донецком академическом музыкально-драматическом театре. Его работы хранятся в частных коллекциях и государственных музеях Украины, Германии», – перечислил Антонио, за плечами которого учеба в трех заведения – в художественной школе, художественном училище и в Киевском национальном университете культуры и искусств.

Познакомились будущие супруги не на выставке, а как ни странно в одной из социальных сетей. «Антон пригласил меня в свою группу творческих людей Донецка "Артишок", а спустя некоторое время, это было в начале 2012 года, предложил мне поучаствовать в ландшафтном конкурсе, потом в арт-батле, которые с 2008 года Антон организовывал в Донецке. Мы стали общаться, дружить. Потом мы вместе с художницей Еленой Емченко создали известную арт-группу "ОНИ". Позднее мы поняли, что нас связывает не только любовь к искусству, и в сентябре 2013 года родился наш сын Филипп», – поделилась Алекс.

Туча над Донбассом

В квартире, где каждый сантиметр сделан по собственным чертежам, по собственному вкусу, молодая семья прожила не более 2-х лет. Когда малышу было всего восемь месяцев, они вынуждены были уехать – в Донецке началась самая настоящая война.

«Решение о переезде приняли быстро. Тому были две причины. Мы жили в самом центре недалеко от парка кованых фигур, так сказать в эпицентре всех событий, потому что недалеко находилось здание СБУ, горисполком и ОГА. К тому же за день до отъезда возле магазина "Изумруд" нас остановили автоматчики и попросили освободить машину. Благо с нами не было ребенка. Как сейчас помню: я со всей силы нажала на газ, и мы уехали, прижимая голову. Потом заминировали чей-то автомобиль прямо под нашим подъездом. Отчетливо было слышно, как внутри машины тикает механизм. Саперы более шести часов занимались разминированием», – вспоминает Алекс события тех дней.

Все эти события произошли друг за другом и тогда супруги поняли, что оставаться в городе небезопасно. 26 мая 2014 года сели на поезд в Киев.

Многие тогда уезжали на отдых, переждать ситуацию. С сумками, в которых только летние вещи. Шевченко и Еськова взяли курс на Киев, не отдыхать, а жить там и работать. Они поняли, что ситуация не разрешится еще долгое время. «Я уже тогда сказал – уезжаем навсегда», – акцентировал Антонио.

Сначала семья остановилась у друзей на их съемной квартире на Позняках. «Нам выделили комнату. Через неделю к друзьям приехали родственники из Харцызска, и в один момент в двухкомнатной квартире нас стало 9 человек, из которых 5 детей, вывезенных из-под обстрела. Об этом узнала хозяйка квартиры и попросила нас срочно освободить жилплощадь. Но предлог был не то, что мы "донецкие", переселенцы. Она боялась, что из-за частого купания детей у нее в ванной появится грибок. Мы просили продлить срок аренды до конца лета, но женщина, к слову, мать двоих детей, была непреклонна. Нам повезло, сразу же сняли однокомнатную квартиру в соседнем подъезде. Потом мы переехали на Русановку, где арендуем жилье и поныне», – продолжил Антонио.

Кто бы мог подумать, но Алекс, будучи на последних месяцах беременности, будто бы знала, что скоро начнется война … «Я еще летом 2013 года чувствовала, что будет война. Я анализировала все события в Грузии, Сирии и поняла, что следующая будет Украина. Мы тогда сидели во дворе у друзей, жарили шашлыки. Зашел разговор о событиях в мире, и я сказала, что следующая Украина. А в феврале 2014 года я выставила на продажу квартиру. Но меня отговаривали все – муж, папа. Они ссылались на то, что у меня послеродовая депрессия. Папа тогда говорил, что Украина – середина Европы, и здесь войну не допустят. Но в марте, когда на Донбасс зашли танки, мне все стало понятно», – рассказала Алекс.

Это невероятно, но за год до событий на Майдане Антонио нарисовал картину, которую назвал «Ядро Земли». На ней художник в эмоциональном порыве изобразил Донбасс, над которым нависла огромная туча. У Шевченко уже тогда было ощущение, что грядет ветер неприятных перемен.

С 2012 года арт-группа «ОНИ», анализируя и предвидя ситуацию в Донбассе и Украине, пыталась изменить события, повлияв на культуру региона, так же призывая известных украинских художников к помощи и участию в этом. Шевченко, Еськова и Емченко провели множество масштабных арт-акций и выставок на Донбассе: ««Жизнь после EURO», «ОНИ: Зугрэс СONTEMPORARY», «ХАЙ ЖИВЕ», «AiRporT Donetsk CONTEMPORARY» и множество арт-батлов. Алекс, Елена и Антонио создали арт-локации для молодых художников и были кураторами первой независимой галереи в Донецке «Дерзай». Но им, по признанию Еськовой, не хватило времени и помощи со стороны государства.

Жизнь без оглядки на прошлое

Киев молодые художники выбрали потому, как понимали, что только тут они смогут реализоваться. «Мне повезло с работой. Практически сразу по приезду я выиграл тендер на художественное оформление семиэтажного офиса на Подоле Persha Studia, в котором разместился украинский центр разработки международной компании Wargaming. Я выполнил множество графических рисунков на стенах офиса маркером и аэрографом. Работал по 12 часов каждый день без выходных около года», – поделился Антонио.

Его супруга в это время сидела дома с маленьким ребенком. Поэтому на творчество у Алекс было всего пару часов в день, и то, когда сын спал. Тем не менее, свои картины Еськова не складировала, а успешно продавала и выставляла. «В сентябре 2014 года мы впервые выставили свои работы в рамках арт-фестиваля ГогольFest. Четвериптих "FUCK WAR" от меня и от Антона портрет – 3D иллюзия Кобзаря, который можно увидеть только, если смотреть с одной стороны под определенным углом. В следующем году мы участвовали в мультикультурном форуме "Донкульт" от Национального художественного музея Украины и аукционного Дома "Корнерс" во Львове и Киеве. А потом создали свою дизайнерскую студию "Design Interior. Contemporary art. Yeskovs & Shevchenko"», – перечислила Алекс, добавив, что она и ее супруг продолжаем писать и продавать картины, но теперь это ремесло больше для души.

В конце разговора была затронута тема возвращения в Донецк, когда там будет развеваться флаг Украины. «Наш дом сейчас в Киеве. Тут мы себя реализовываем. Тут растет наш сын. В Донецке мы мечтали создать музей современного искусства, найти меценатов, у нас были планы на десять лет вперед и мы работали над тем, чтобы реализовать задуманное. Но не успели. У нас каждый месяц был какой-то арт-проект. Все это делалось для того, чтобы расширить кругозор дончан, показать им, что жизнь – это не только работа, футбол или шопинг в "Донецк Сити", чтобы в сложном шахтерском регионе зазвучало слово СONTEMPORARY. Сейчас культурный уровень там откатился минимум на 20 лет назад и возвращаться туда, чтобы делать то же самое, что делали до войны, уже нет желания и смысла. Мы не хотим тратить на это свои жизни и жизни своих детей. Новая жизнь на новом месте без оглядки на прошлое», – заключили художники.


Installation Mutagenez[/i]
Installation Mutagenez[/i]
Война[/i]
Кровосток[/i]
Челюсти[/i]
Челюсти[/i]
Алекс и Антонио[/i]
Алекс и Антонио[/i]
Художники-переселенцы: Культурный уровень в Донецке откатился на 20 лет назад (Фото)





*Экстремистские и террористические организации, запрещенные в Российской Федерации: «Свидетели Иеговы», Национал-Большевистская партия, «Правый сектор», «Украинская повстанческая армия» (УПА), «Исламское государство» (ИГ, ИГИЛ, ДАИШ), «Джабхат Фатх аш-Шам», «Джабхат ан-Нусра», «Аль-Каида», «УНА-УНСО», «Талибан», «Меджлис крымско-татарского народа», «Мизантропик Дивижн», «Братство» Корчинского, «Тризуб им. Степана Бандеры», «Организация украинских националистов» (ОУН).



Оставить комментарий
теги: Статьи


Загрузка...

Ваше Имя:
Ваш E-Mail:
*
  • Сегодня
  • Комментируют
  • Читаемое
Загрузка...
ActionTeaser.ru - тизерная реклама