Наталия Устич в недавнем прошлом банковский работник. Строгий дресс-код. Режим работы – по графику. Каждый день цифры, большие суммы денег, отчеты. Десять лет назад она уехала из родного Донецка в столицу. Будучи еще студенткой национального университета, Наталия несколько раз бывала на практике в Киеве и влюбилась в этот город. Здесь после переезда ее жизнь заиграла новыми красками: девушка устроилась на новую работу, родился сын Александр, и спустя несколько лет… стала ездить в качестве волонтера на Донбасс.
«Когда начался Майдан, я и предположить не могла, во что все это выльется. Думала, просто смена власти в стране. Не более. А вот когда началось наступление на Крым, тогда я была уверена, что на этом не остановятся. Так и получилось – Донбасс был следующим. Благо, что родители в конце лета 2013 года, поддавшись моим уговорам, продали недвижимость в Донецке и переехали поближе ко мне», – рассказала собеседница.
Форма и берцы из-за океана
Когда на малой родине зарождалась т.н. «русская весна», Наталия была активисткой молодежного объединения «Синдикат». «Числилась в женском батальоне, но нас, девушек, было мало, поэтому объединили с мужчинами. Каждые выходные мы выезжали в лесную зону в черте Киева. Там была военная подготовка – нас обучали основам строевой подготовки, обращению с оружием, маскировке, бесшумному передвижению, преодолению природных и рукотворных препятствий, основам рукопашного боя, методам борьбы с бронированной техникой, основам тактической медицины, – перечислила она.
Общаясь с военными, Наталья знала потребности бойцов. «Тогда нужно было абсолютно все, потому что армия была совершенно не готова к войне. Моя сестра, проживающая в Америке, предложила свою помощь. За океаном она с помощью небезразличных людей, собирала средства, на которые покупали военную форму, берцы, обмундирование, кровоостанавливающие препараты Celox (тогда в Украине он стоил около 1200 гривен за одну упаковку). Всю эту помощь я передавала в батальон ОУН. Почему туда? Потому что руководитель "Синдиката" Евгений, в свое время воевал в составе этого добровольческого подразделения, и я была уверена, что вся помощь будет передана напрямую тем, кто в ней нуждается», – продолжила она.
В то же время Наталия договорилась с предпринимателями, которые производят детские пряники. Она покупала эту продукцию по себестоимости, а потом вместе с командой волонтеров «Синдиката» на организованных ею волонтерских ярмарках реализовывала. Были девушки, которые специально для этих ярмарок готовили выпечку, хенд-мейд поделки и украшения. Ребята стояли на акциях каждые выходные, в жару или холод и так на протяжении восьми месяцев. На вырученные деньги они покупали то, что на тот момент требовалось нашим бойцам.
Детям элементарно не хватало еды…
«В 2015 году я познакомилась с Александром, представителем фонда "Вис Пасем"». Он нам помог с отправкой гуманитарной помощи детскому дому в Дружковке, в котором живут дети-инвалиды. В то же время я познакомилась с Русланом Кутасом – он помог с доставкой формы нашим военным на передовую. На тот момент он был волонтером в группе СИМИКов (). Однажды после совместной встречи с Русланом и Александром мне захотелось своими глазами увидеть тех людей, которым мы помогаем. И буквально через месяц, в августе 2015 года, я уже была на родине», – говорит Наталья.
Кроме своих подопечных военных ребят, волонтеры посетили семьи, проживающие в зоне ведения боевых действий. «Я увидела их потребности. Государство уже стало обеспечивать базовые потребности военных, а дети, живущие в пограничных пунктах, остались в забытье. Элементарно не хватало продуктов питания, неговоря уже об одежде и обуви. Гранитное, Орловское, Новогнатовка, Старогнатовка, Бердянское, Сопино, Гнутово – в 2015-м там было жарко, прилетало стабильно, страдали от обстрелов и взрослые, и дети», – пояснила Наталья.
Изначально волонтеры туда посылали еду и одежду с обувью. Собирали с миру по нитке, делали посты на Facebook. «Мой хороший знакомый предоставил в пользование свой гараж – туда и свозили мешки с гуманитарной помощью. И где-то раз месяц я приезжала в зону АТО, и мы с Русланом и командой СИМИКов делали доставку собранной помощи детям и военным, после чего я готовила фотоотчеты, - рассказала Устич. - За эти годы мы охватили помощью не только поселки сектора М, но и поселки, находящиеся в других секторах. Все это стало возможным благодаря небезразличным людям – нашей большой волонтерской команде, которой я горжусь и которую я не перестаю благодарить в каждом фотоотчете. Все эти люди не только спасают жизни и помогают растить детей, но и воспитывают в них чувство национального единства и патриотизма, что является одним из необходимых условий прекращения войны», – констатировала переселенка.
Помоги себе сам
Спустя 2,5 года приоритеты нашей работы с детьми в зоне АТО поменялись. «Изначально, грубо говоря, детей надо было одеть, обувь и накормить. Сейчас эта помощь поступает в населенные пункты на постоянной основе – и благодаря работе нашей волонтерской команде, и другим волонтерам, ситуация сейчас там не такая критическая, как была пару лет назад. Есть, правда, семьи, которые нуждаются в специальной помощи – им требуются лекарства, памперсы, продукты питания и т.д.», –объяснила волонтер.
Идея с проведением тренингов по предоставлению первой домедицинской помощи возникла спонтанно. «Однажды я попала под хороший обстрел. И для себя сделала выводы. Я всегда предполагала, что могут быть такие ситуации, но никогда не думала, что в такие моменты делать. Я была в шоке, сильно испугалась. Если бы знала на тот момент, что происходит, как нужно правильно поступать при обстрелах, то было бы не так страшно. Разговаривая с детьми, выяснила, что большинство из них не знают, как вести себя в критической ситуации. Ну, прилетело, значит, прилетело, убило, значит, так тому и быть. Теоретически и дети, и взрослые подкованы, а вот с практикой все плохо. И меня этот вопрос долгое время не оставлял. Во время встречи с другом Максимом Даниловым (одним из организаторов тренингов в "Синдикате", который был в качестве парамедика на войне), он рассказал мне о том, что под Киевом был организован лагерь для детей. В нем Максим и другие педагоги в игровой форме дают детям базовые навыки домедицинской помощи. И я предложила ему поехать с нами в зону АТО провести подобные тренинги уже для деток из Донецкой области. Максим согласился», – продолжает Наталья.
Осенью 2016 года с первым пробным тренингом волонтеры поехали в Донецкую область. Выбрали Гранитное. Поселок находится прямо на линии разграничения и серьезно пострадал от войны. Он и поныне обстреливается. Обучение проходило поэтапно, в течение нескольких поездок - изначально его прошли ученики старших классов школы. «А в марте, во время нашей крайней поездки в зону АТО, мы с Максимом и одним из лучших и опытнейших инструкторов Александром Корниичуком (Национальная гвардия Украины, батальон им. генерала Кульчицкого, медицинская служба) поехали в поселок Новогнатовка. Несмотря на то, что детей в школе мало, нас директор школы очень просила провести этот тренинг. Обучали школьников с четвертого по восьмой класс. У инструктора был манекен, на котором можно демонстрировать и отрабатывать навыки, много практики и очень нужных знаний. Двухдневный тренинг прошел по высшему разряду. Это было именно, что я хотела!», – отметила Наталия.
Нужды детей из зоны АТО
Два месяца пролетели в заботах о предстоящей поездке. В конце мая волонтеры снова отправятся в зону АТО. «Сначала поедем в Новогнатовку, потом посетим семьи. В этой поездке мы планируем провести тренинг для взрослых – учителей и родителей детей Новогнатовки. Расскажем, покажем и научим их тому, как спасать детей. Детский организм очень отличается от взрослого. Это не уменьшенная копия, как многие думают. И применять те же навыки, только с меньшими усилиями, нельзя -тут все по-другому», – уверила Устич.
Естественно, волонтеры не могут приехать к детям, живущим в обстреливаемых селах, с пустыми руками. «Скажу откровенно, нам нужны деньги. В первую очередь, чтобы заправить автомобиль – везем оборудование для тренингов и собранную помощь. Конечно, можно было бы переслать почтой, но нам нужно быть в свободном передвижении на месте и, ни от кого не зависеть. На ремонт – там такие убитые дороги, а в поездке с транспортом может случиться все что угодно. Горький опыт уже имеется. И на фрукты, соки, канцелярию, бытовую химию, подгузники и лекарства детей. Также собираем одежду и обувь. В последнем очень большая потребность. Ну и, конечно же, на продукты питания. В школах и детских садиках к концу учебного года не хватает элементарного - каш и макарон», – перечислила Наталия нужды детей из прифронтовых сел.
**
Еще с первой поездки в Новогнатовку в 2015 году, в детском саду к Наталье подошел мальчик по имени Артем. Он тогда был в младшей группе: «Такой классный, открытый ребенок. При знакомстве с детьми, он подсел ко мне со словами: "А ты так ничего, красивая!". Сначала я потеряла дар речи. Мы подружились. Каждый раз, когда я приезжала туда, он буквально не отходил от меня. А во время последней поездки я его видела, но он так и не подошел. Я еще подумала, наверное, не узнал. А после тренинга ко мне подходит девочка, протягивает браслет и говорит, что это мне подарок от нее и ее брата Артема, и что он просил передать, что очень сильно меня любит. Очень приятно».