После знаменитого «Дебилы, б…» («ДБ») объяснение «Достали!» в устах главы МИД России Сергея Лаврова стало, пожалуй, самой емкой оценкой отношений между российскими и европейскими дипломатами, которые опять столкнулись с новым витком взаимного недоверия и таких же взаимных претензий в процессе мирного урегулирования ситуации в украинском Донбассе.
На днях почти параллельно произошли два важных события во всей этой истории. Президент России Владимир Путин подписал указ о гуманитарной помощи самопровозглашенным донбасским республикам ДНР и ЛНР, допустив их товары на российский рынок без таможенных ограничений и квот и подключив предприятия Донбасса к системе российских госзакупок. Это стало фактически экономическим признанием республик Донбасса со стороны России: они теперь, по мнению многих специалистов, становятся почти полноценными участниками российского экономического пространства.
А МИД России опубликовал свою переписку с МИД Германии и Франции по поводу проведения саммита «нормандского формата» на уровне министров иностранных дел для о выполнении «Минских соглашений-2» («Минска-2») о мире в Донбассе. И опубликованных документов все стало очевидно, что Франция и Германия: а) больше не хотят рассматривать конфликт в Донбассе, как внутриукраинский конфликт, а видят в нем «агрессию России»; б) рассматривают Россию не как гаранта «Минска-2», а как полновесную сторону конфликта; в) хотят общаться напрямую с Москвой, а не склонять Киев к прямому диалогу с Донецком и Луганском, как записано в «Минске-2».
Лавров, обвинив коллег в саботаже «Минска-2», так и сказал по этому поводу: «Что касается опубликованной переписки, она достаточно красноречиво излагает суть вопроса, не то, кто кого куда пригласил, и кто почему не смог приехать, а именно суть того саботажа, который последовательно осуществляется украинским режимом в отношении минских договоренностей». И уж, конечно, следует прислушаться к тому, как обобщил проблему сам Путин: «На словах наши партнеры по нормандскому «квартету» -- ФРГ, Франция -- не оспаривают значение «Минских соглашений». Но на деле, к сожалению, потакают курсу сегодняшнего киевского руководства на их демонтаж, что заводит переговоры и само урегулирование, к сожалению, в тупик».
После этих слов точку в спорах поставил и Лавров: «Будем встречаться исключительно тогда, когда нам доложат о том, как все, что было заложено в прежних решениях, Киевом будет выполнено».
Специалисты уже охарактеризовали сложившуюся ситуацию, как тупик в тупике. «Минск-2», который всячески торпедируют в Киеве, стараясь заменить его новым документом, более выгодным Украине, не может быть рассмотрен и в «нормандской формате», потому что сам формат поставлен на паузу – Россия отказывается в нем участвовать. Потому что Киев не выполнил ничего из им же обещанного, а Берлин и Париж с этим согласны и хотят «наезжать» на Москву.
И сложившаяся ситуация – это однозначно поражение в первую очередь коллективного Запада, точнее – Франции и Германии, посредников урегулировании войны в Украине и США, ее заказчика и главного геополитического бенефициара. Причем поражение тройное, куда ни кинь. С одной стороны, Берлин и Париж не смогли ни мира в Донбассе достичь, ни Украину от России защитить, ни самой России поражение нанести, чем страшно угодить США, которые спят и видят, как они мощно сдерживают».
С другой стороны, проиграли США, которые не смогли ни нагнуть и монолитно мобилизовать Европу для давления на Россию, ни Украину натравить на Россию, ни Россию втянуть в конфликт и, кроме санкций, к которым в России все приспособились, нанести ей любое иное, хотя бы дипломатическое поражение.
В непростом положении оказалась и Россия, которая максимально повысила ставки и остановилась у черты, за которой полная неопределенность. Либо Украина и ее западные кураторы все же пойдут на выполнение «Минска-2», и тогда Украина получит шанс перестать быть антироссийским проектом на основе госпереворота (Как сказал Путин). Либо Украина-таки спровоцирует Россию на межгосударственный конфликт военный или украинско-российскую войну, о которой давно говорят в Киеве и западных столицах. Либо конфликт на много лет станет «замороженным», ибо Россия не сможет продавить выполнение однозначно выгодного ей «Минска-2» и продолжит делать ЛДНР своими де-факто, откладывая такое признание де-юре.
Президент Путин явно не хочет длительного «замораживания» конфликта, равно как и отказа от существующих форматов и площадок. Он сказал: «Тем не менее, посреднические усилия в контактной группе и «нормандском формате» важно продолжать, настойчиво продолжать, энергично, поскольку других международных механизмов содействия внутриукраинскому урегулированию не существует, как нет и альтернативы выполнению самих минских договоренностей в полном объеме».
А «Минск-2», повторяю, однозначно выгоден не только Украине, которая получит шанс измениться и получить иную – не русофобскую – альтернативу, но – это очень важно! – России. Потому что благодаря изменениям, который «Минск-2» гарантирует Украине, Россия получит в соседней стране, если и не пророссийское, то уж точно внеблоковое и нейтральное, а не прозападное и пронатовское гособразование. К тому же, устроенное на федеративных началах, что будет самой надежной гарантией от всевластия центра. В том числе, и выборе курса страны.
Пока этого нет, ситуацию в Донбассе вряд ли можно назвать победой России. Это торможение, чреватое поражением.
И уж, конечно, полномасштабно в этой ситуации уже проиграла Украина. Во-первых, она, как никогда близко и вплотную, приблизилась к возможной войне с Россией из-за провокаций против Донбасса, исход которой уже давно обрисовал Путин: начнете провокации против русскоязычных и граждан России в ЛДНР, встанет вопрос о вашей государственности.
Во-вторых, перевод страны на военные рельсы не сделал Украину сильнее, но практически полностью деморализовал ее экономику и финансовую систему, постепенно лишая страну остатков экономического, а затем и политического суверенитета. Страна постепенно теряет свою независимость, превращаясь в покорный и бесправный лимитроф.
И, наконец, в-третьих, неопределенным остается исполнение «голубой мечты» нынешних правителей Украины – стать полноценным и равноправным членом западного сообщества. Вступить в НАТО и Евросоюз. Североатлантический альянс продолжает кормить Киев обещаниями и посулами, но в конечном итоге говорит об отсутствии консенсуса насчет приема в члены. Даже насчет предоставления Плана о членстве (ПДЧ).
Та же самая безконсенсусная ситуация относительно членства Украины и в ЕС. Буквально на днях руководитель группы поддержки Украины в Еврокомиссии (ЕК), замгендиректора Генерального директората ЕК по вопросам политики добрососедства и переговоров по расширению Катарина Матернова в интервью агентству «Интерфакс-Украина» сказала предельно откровенно о членстве Украины в ЕС: «Когда мы говорим с Украиной, мы говорим, как партнеры. На данный момент, и мы достаточно открыто говорим об этом — сейчас Европа не в том состоянии, чтобы быть готовой к следующему шагу, консенсуса на этот счет нет».
При этом Матернова вполне цинично отослала Украину к выполнению Соглашения об ассоциации с ЕС: «В то же время, пока мы ждем, когда откроется окно возможностей для полной европейской перспективы, важно гарантировать, что в экономической и регуляторной сферах, через контакты между людьми и т.д. мы сделаем интеграцию более крепкой, надёжной и сильной. …Отношения с ЕС — это огромный, сложный комплекс, включая Соглашение об ассоциации, которое является чрезвычайно сложным договором».
Другими словами, вы, друзья, работайте, а мы посмотрим. А на само деле смотреть тут нечего: Украина сама загнала себя в самое невыгодное для нее положение: без всяких гарантий членства она сама, как говорится, за спасибо и гарантировано предоставила и ЕС, и НАТО свои рынки и мощности, территорию и возможности для использования по их, западному, усмотрению. В том числе, и в качестве полигона для противостояния с Россией. Со всем негативными последствиями, потому что Украины сама стала мишенью.
19 ноября 2021 г. Москва. Владимир Скачко