Более 15 тысяч игрушек можно увидеть в Государственном музее игрушки в Киеве. Впервые идея создания такого учреждения зародилась еще в 1933 году, но лишь через 70 лет, в 2005 году, музей игрушек начал принимать своих первых посетителей. Ныне музей подчиняется Министерству образования и науки и рассказывает об истории народных и промышленных игрушек со всей Украины.
Конечно же, тут есть экспонаты, которые были выпущены на Донецкой фабрике игрушек. Например, 15-сантиметровые полиэтиленовые фигурки. Кстати, выливали их из пресс-форм американской компании Marx Toys. Было несколько наборов: «Неандертальцы», «Викинги», «Ковбои», «Советские солдаты». Набор из шести пластмассовых фигур стоил 1 руб. 50 коп. Выпускались они с мая 1978 года и до 1994 года, т.е. до самого закрытия самой фабрики. В целом за 20 лет произвели 200 миллионов штук. Ежегодный тираж солдатиков каждого вида составлял 150-275 тысяч наборов. За все годы работы Донецкой фабрики игрушек там отлили более 200 миллионов штук. Для сравнения – население СССР в 1991 году составляло 293 миллионов человек.
Также в музее игрушки есть легендарная электромеханическая товарная железная дорога «Уголек». Она из подвижного состава имела красный двухосный вагон и два вагона – вагонетки (самосвалы), комплектовалась исключительно переездом и ресивером хода паровоза. Семафора, увы, не было.
Производство целой серии детских железных дорог на фабрике было налажено во второй половине 80-х, а если точнее, то в период с 1985 по 1987 гг. Помимо «Уголька» была еще «Дружба», «Малая Донецкая» и «Ветерок». Название зависело от того, каким локомотивом в сочетании с какими вагонами комплектовался набор этой дороги. Всех их отличали от других дорог и одновременно обобщали друг с другом пластиковые рельсы красного цвета. 14 рублей тогда стоила мечта любого советского мальчишки. Сейчас раритетную игрушку в рабочем состоянии можно купить на различных сайтах за 1,5 тыс. грн.
На одном из форумов железнодорожного моделизма пользователь под ником «Кёф» написал: «В донецкой железке интересное решение по управлению было – переключатели с длинными тягами по бокам локомотива. При закрытом семафоре опускалась тяга с площадкой. При движении локомотив зацеплялся за эту площадку выключателем и реверсировал! Рельсы, правда, были ломкие на стыках. Там была надстройка с бочками, рычаг дергаешь, и бочки падают аккуратно в вагон. Игрушка была что надо!»
А пользователь с ником «Вовчик 188» написал следующее: «Очень хорошо помню эту дорогу. Моя первая железка была. Мама мне ее купила в "Детском мире" в Донецке в середине 90-х. Если бы знала, во что это обернется, наверное, не покупала бы. У многих ребят она была (правда, на улице мы никогда не играли, только дома). Берег ее, как мог, но на стыках рельсы действительно часто ломались. Потом я сделал свою первую модель – 2 вагона ЭР200 специально на эту колею. В 45-м масштабе делал. Чертежи из "Моделиста Конструктора" брал. Все из картона, колесные пары от вагонов взял. Рельсы покрасил в коричневый цвет. Модель делал четыре года: начинал в 7 классе, закончил в 11-м. Моделька до сих пор стоит в пустой квартире в Донецке».
Донецкую фабрику игрушек (позже переименованную в завод) запустили в 1973 году. Когда в Минлегпроме СССР решался вопрос, где именно организовать такое предприятие, Донецк выбрали неспроста. Так как нужно было трудоустроить тысячи женщин, которых здесь, согласно постановлению, выводили из шахт. ДФИ оснастили самым передовым оборудованием, и она стала на тот момент самым большим игрушечным предприятием Советского Союза и одним из крупнейших в Европе. Ассортимент ее продукции доходил до 950 наименований. Это были все виды игрушек: и мягко-набивная, куклы, техническая игрушка, конструкторы, солдатики и т.д. На фабрике были свои художники и технологи, конструкторское бюро и лаборатория. Прежде, чем любая игрушка ДФИ попадала на прилавок, ее не меньше полугода проверяли на токсичность, легкая ли, не острая, оценивали, какие эмоции она может вызвать у ребенка. В лучшие годы здесь трудилось до 5 тысяч работников 60-ти профессий.