МОСКВА, 25 мая, Максим Рубченко. Госсекретарь Майк Помпео заявил в конгрессе, что США готовы сделать все возможное для срыва строительства газопровода "Северный поток — 2". РИА Новости разбирается, чего добивается Белый дом и каковы его шансы на успех.
"Мы должны продолжить усилия против "Северного потока — 2", чтобы он не состоялся, — обратился Помпео к конгрессменам. — Пока европейцы зависят от российских энергопоставок, это ограничивает их свободу действий в отношении России. В реальности все немного сложнее, но по сути так и есть". И добавил: "Если нам это удастся, мы поможем Европе прочнее стоять на ногах".
Россия отреагировала незамедлительно. "Атакуя "Северный поток — 2", Вашингтон навязывает Европе свой неконкурентоспособный сжиженный природный газ, — говорится в заявлении посольства России в США. — Геополитика опять самым откровенным образом вмешивается в экономику, дискредитирует лозунги о диверсификации поставок энергоносителей в Европу".
У "Северного потока — 2" сегодня четыре непримиримых противника — США, Великобритания, Польша и Украина. И у каждого свои политические и экономические интересы.
США стремятся расширить рынки сбыта сжиженного природного газа (СПГ). Добыча растет: в 2017-м — на пять процентов, до 774 миллиардов кубометров, в этом году ожидается прибавка в 11 процентов, до 901,1 миллиарда кубометров. Это намного превосходит внутренние потребности, поэтому экспорт более чем актуален.
Сейчас строятся два терминала для СПГ, которые позволят увеличить поставки втрое: с 19,7 миллиарда кубометров в 2017-м до 60 миллиардов в 2019-м (предполагаемый результат 2018-го — 31 миллиард). В качестве одного из перспективных направлений Вашингтон рассматривает Европу.
Проблема, однако, в том, что американский сланцевый газ примерно на 20 процентов дороже российского. Обеспечить экспорт в Европу США могут, только препятствуя поставкам из России. Что Вашингтон и делает.
Из политических целей — стремления показать Европе, кто в доме хозяин, поставить Старый Свет в зависимость от американских энергоносителей и поддержать экономику Украины, сохранив транзит через ее трубопроводы.
Великобритания — самый активный союзник США в борьбе с "Северным потоком — 2". Министр иностранных дел Борис Джонсон тоже осудил страны, поддерживающие этот инфраструктурный проект, заявив, что новый газопровод заставит европейцев зависеть от "злокачественного российского государства".
Этой четверке противостоит Германия, выступающая главным союзником России в проекте "Северный поток — 2". У Берлина прежде всего экономический интерес: немецкие эксперты подсчитали, что после запуска газопровода европейские потребители смогут экономить примерно восемь миллиардов евро в год за счет снижения стоимости транспортировки топлива из России. Причем этот показатель со временем может увеличиться втрое.
Помимо этого, Германия получит дополнительные доходы от транзита газа. Но главное — после реализации "Северного потока — 2" страна превратится в крупнейший газораспределительный хаб в Европе, что позволит Берлину диктовать энергетическую политику всему Евросоюзу.
Сейчас Германия активно ищет вариант, позволяющий построить газопровод без обострения противоречий с США. В частности, Ангела Меркель заявила о готовности покупать американский СПГ. Но Вашингтон к компромиссам не склонен.
Единственная "уступка", на которую согласен Трамп, — не вводить пошлины на сталь и алюминий из Европы в случае прекращения строительства "Северного потока — 2". В противном случае США угрожают санкциями европейским компаниям, участвующим в проекте.
Согласиться на диктат Вашингтона Меркель не может ни по политическим, ни по экономическим причинам. Да и нет ни малейшей уверенности, что Трамп выполнит свои обещания насчет отмены пошлин: как показывает практика, он в любой момент способен полностью пересмотреть свои решения.
На самый крайний случай у Меркель есть "оружие возмездия" — так называемое блокирующее регулирование. Это пакет нормативных актов ЕС, принятых в 1996 году для защиты европейского бизнеса от санкций.
Блокирующее регулирование предусматривает вывод европейских компаний из-под действия экстерриториальных американских санкций, вердиктов иностранных судов, связанных с этими санкциями, и даже компенсацию компаниям убытков, вызванных санкциями. Однако задействование этих документов означает примерно то же самое, что применение атомной бомбы в военных действиях, — переход к неограниченному конфликту.
Поэтому большинство экспертов склоняется к тому, что до крайностей дело не дойдет и США не введут санкции против европейских компаний, участвующих в "Северном потоке — 2". Скорее всего, вместо этого Вашингтон постарается убедить Данию и Швецию не давать разрешений на строительство газопровода.
По сообщению Госдепартамента США, Майк Помпео уже провел телефонные переговоры с министром иностранных дел Швеции Маргот Вальстрём, обсудив "угрозы, которые "Северный поток — 2" несет европейской энергетической безопасности". Германия и другие страны Евросоюза уговаривают Стокгольм не препятствовать строительству газопровода, нужного всей Европе.