БРЮССЕЛЬ, 26 мая. Европа начинает понимать, что без Москвы нельзя продвинуться в решении международных вопросов, и осознает все большую неопределенность в поведении США, считает французский эксперт по проблемам безопасности Пьер-Эммануэль Томанн.
Тем не менее, пока ЕС не готов пойти дальше для сближения с Россией — снять санкции и заключить новый континентальный договор о безопасности, так как продолжает мыслить идеологией евроатлантической сцепки, которая не спасает от разрастания кризисов на южном и восточном направлениях, полагает специалист.
Президент России Владимир Путин заявил ранее на Петербургском экономическом форуме, что система международных отношений проходит серьезное испытание на прочность в условиях раскручивающейся спирали санкций, новых форм протекционизма и утраты доверия в мировой экономике. Он призвал США, Европу, Азию и другие регионы вместе двигаться к устойчивому развитию. В этом году на пленарной сессии форума присутствовал президент Франции Эммануэль Макрон.
По словам эксперта Французского института геополитики (IFG), создателя исследовательского проекта Eurocontinent, "нынешние ключевые руководители в странах Европы, в том числе Эммануэль Макрон, все еще мыслят категориями евроатлантической идеологии".
"Но они, может, поняли, что с (президентом США Дональдом) Трампом, с американской односторонней позицией и политикой санкций в отношении России, которая не сработала, и в условиях, когда Европа оказалась устранена из переговоров по Ближнему Востоку, по Сирии, — этот подход не действует", — заявил он РИА Новости в кулуарах прошедшего в Брюсселе круглого стола по проблемам Центральной Азии.
"Мы видим, президент Эммануэль Макрон едет в Россию, до этого он был в Китае. Они, возможно, увидели, что без России нельзя продвинуться вперед, что нужно сохранять диалог, но не готовы пойти дальше, сделать качественный рывок, потому что это означало бы остановку санкций и проведение переговоров", — добавил эксперт.
"В том смысле, что невозможно, на мой взгляд, урегулировать отдельные кризисы индивидуально – то есть Украину, Грузию, Молдавию, "замороженные кризисы" — без континентального сближения, без новой инициативы "от Лиссабона до Владивостока", без обеспечения этого пространства с новым соглашением о безопасности, экономическими обменами, без возвращения доверия между европейскими странами и Россией, при этом избегая манипуляции со стороны внешних держав, которые скорее заинтересованы во фрагментации", — пояснил он.
По словам Томанна, "без этого все будет заблокировано".
"Европа для своей автономии и независимости должна проводить сбалансированную политику по всем направлениям, а это сейчас не так, и это единственный путь, чтобы не превратиться в периферию евроатлантического пространства, учитывая, что США при Трампе становятся все более неопределенными", — считает эксперт.
"Но у европейцев еще остается мечта, что США станут прежними, хотя я думаю, этого не произойдет, даже без Трампа. США больше не контролируют глобализацию в многополярном мире, они устраняются, действуют в своих интересах — "Америка прежде всего", но тенденция сохранится, потому что структура международной системы меняется, а Трамп – это просто симптом", — полагает исследователь.
Он пояснил, что мир движется в сторону большей фрагментации и неустойчивых альянсов, а Европа к этому пока не адаптировалась и еще мыслит, как в прошлом веке.
"Европа зажата между двумя дугами нестабильности. Дуга кризисов на южном направлении – это смена режима в Ираке, Сирия, Ливия, которая была стратегической катастрофой, потому что это спровоцировало еще большую нестабильность и появление экстремистов, все это создает прямую угрозу Европе и всему евразийскому континенту", — рассуждает аналитик.
"Но в то же время, есть восточная дуга, то есть между ЕС и Россией, из-за соперничества в отношении Центральной Европы, из-за расширения НАТО и ЕС", — продолжает он.
"И, как имело место смена режима на южном направлении, была смена режима на Украине, что является для России "красной чертой". Это создало новую зону кризиса. В итоге Европа оказалась зажата между этими дугами нестабильности, и изолированной оказалась Европа, она сама изолирует себя, равняясь на политику США, которая заключается в том, чтобы раздробить евразийский континент", — говорит Томанн.
По его мнению, Россия хочет сохранить свою стабильность и свои "красные черты": "это Украина и Сирия, а значит эти две дуги кризисов пересекаются". "Россия начала действовать в Сирии, чтобы не допустить дестабилизации и расширения нестабильности на юге в направлении до Кавказа и Центральной Азии. На мой взгляд, для выхода Европы из этого окружения кризисами необходимо сближение с Центральной Азией и Россией", — заключил эксперт.