МОСКВА, 5 июн, Максим Рубченко. Администрация Трампа готова ввести санкции против пяти европейских компаний, которые вместе с "Газпромом" участвуют в строительстве "Северного потока — 2". Об этом сообщил американский журнал Foreign Policy со ссылкой на источники в Белом доме. Как Вашингтон шантажирует Европу и к чему это может привести — в материале РИА Новости.
"На карту поставлено все. Администрация Трампа на правительственном уровне пытается остановить "Северный поток — 2", — сообщают источники Foreign Policy.
Издание приводит слова представителя Совета по национальной безопасности США о том, что цель Вашингтона — ослабить экономическое влияние России на Европу. "В американском правительстве сложился консенсус относительно того, что "Северный поток — 2" усиливает зависимость Европы во времена, когда поведение России становится все более опасным и непредсказуемым", — объясняет он.
"Мы всегда достаточно ясно давали понять, что компании, работающие с российскими трубопроводными проектами, находятся под риском санкций", — прокомментировала официальный представитель Госдепа. Главными противниками "Северного потока — 2" Foreign Policy называет замглавы Госдепартамента по Европе и евроазиатским вопросам Уэсса Митчела и советника по национальной безопасности Джона Болтона.
Под санкции могут подпасть немецкие Wintershall и Uniper, французская Engie, англо-голландская Royal Dutch Shell и австрийская OMV. Как сообщал член правления Wintershall Тило Виланд, в прошлом году эти компании инвестировали в "Северный поток — 2" по 324 миллиона евро. В 2018-м финансирование запланировано на том же уровне.
Французская Engie летом прошлого года предупреждала о возможном выходе из проекта. "При введении санкций Engie прекратит финансирование", — говорил заместитель генерального директора корпорации Пьер Шарейр.
Однако с тех пор торговые отношения между США и Францией резко обострились из-за иранской проблемы, а также пошлин на импорт стали и алюминия. Не исключено, что с учетом новых реалий Engie не станет спешить с уступками Вашингтону.
Royal Dutch Shell от публичных комментариев пока воздерживается. Компания участвует в целом ряде крупных энергетических проектов в России, но и с американским рынком связана очень сильно. Так что может и уступить шантажу Белого дома.
"Северный поток — 2" и угроза санкций австрийской компании OMV, вероятно, станет одним из ключевых вопросов рабочего визита Владимира Путина в Австрию 5 июня. Российский президент проведет переговоры с президентом Австрийской Республики Александром Ван дер Белленом и федеральным канцлером Себастьяном Курцем.
Важно, что визит приурочен к пятидесятилетию первого долгосрочного договора на поставку газа из СССР в Европу. В 1968 году этот договор заключила именно австрийская OMV. С тех пор Австрия покупает российский газ во все больших объемах: в 2017-м "Газпром" установил рекорд по экспорту в эту страну — 9,1 миллиарда кубометров, в полтора раза больше, чем годом ранее.
Поэтому в конфликте с США из-за "Северного потока — 2" австрийцам логичнее принять сторону "Газпрома" и Европы.
Главная мишень Вашингтона во всей этой истории — Германия. Дональд Трамп еще в апреле на встрече с Ангелой Меркель требовал отказаться от "Северного потока —2", обещая взамен не вводить пошлины на сталь и алюминий. Германия на это не согласилась, и теперь в администрации Трампа склоняются к тому, чтобы перейти к более радикальным методам убеждения. "Они не остановятся ни перед чем, чтобы заблокировать "Северный поток — 2", — утверждает источник Foreign Policy.
Помимо компаний, непосредственно участвующих в проекте, Вашингтон угрожает немецкому автопрому. Одиннадцатого мая Трамп встретился в Белом доме с представителями автомобильной отрасли США и сообщил, что планирует ввести заградительные тарифы на некоторые иностранные машины.
Особо он критиковал немецких автопроизводителей — якобы они слишком много экспортируют. Хотя, по данным Министерства торговли США, в 2017 году Германия ввезла в страну 500 тысяч автомобилей, заняв лишь пятое место после Мексики (2,4 миллиона), Канады (1,8 миллиона), Японии (1,7 миллиона) и Южной Кореи (930 тысяч).
Как подсчитал американский журнал Fortune, из-за таких перспектив только за последнюю неделю совокупная стоимость акций немецких автокомпаний упала на 20 миллиардов долларов. Сейчас капитализация Volkswagen оценивается в 93,4 миллиарда, Daimler — в 77 миллиардов, BMW — в 64,2 миллиарда долларов.
По мнению экспертов, Трамп хочет увязать ограничения на импорт немецких автомобилей с судьбой "Северного потока — 2" и планирует обсудить это с Ангелой Меркель в ходе саммита "Большой семерки" в Канаде 8-9 июня. Однако шансов на успех у него немного.
Европейцы все больше убеждаются в том, что уступать Вашингтону нельзя. "Европа ничего не добьется, если проявит слабость, — подчеркнул министр экономики и финансов Франции Брюно Ле Мэр, уже прибывший в Канаду. — Трамп не будет уважать слабых европейцев".
Отметив, что "США действуют сейчас против всех и создают риск экономической дестабилизации на планете", Ле Мэр предупредил: "Трамп может оказаться в изоляции на саммите G7 в Канаде из-за своей торговой политики".