МОСКВА, 15 июн. Меры первого этапа стабилизации ситуации в ОСАГО российский рынок страхования воспринял позитивно — они должны повысить доступность полисов обязательной "автогражданки" и снизить убыточность этого вида страхования, кроме того, они могут удешевить полисы для ряда водителей, рассказали РИА Новости эксперты страхового рынка.
Банк России накануне опубликовал проект указания о предельных размерах базовых ставок и коэффициентов страховых тарифов по ОСАГО, а также о порядке их применения страховщиками при определении страховой премии.
ЦБ пояснил, что данный документ является первым шагом по реализации ранее анонсированных им мер, направленных на стабилизацию ситуации на рынке ОСАГО и предусматривающих изменение подходов к тарификации ОСАГО с перспективой перехода к индивидуальным тарифам, повышение прозрачности деятельности страховых агентов и разработку системы контроля за соблюдением страховщиками ограничений тарифов.
Проект Банка России предполагает расширение коридора базовых ставок страхового тарифа. При этом нижняя граница коридора снижается для всех видов транспортных средств на 20%. Верхняя граница снижается для мотоциклов и мотороллеров (на 10,9%), а также легковых автомобилей юридических лиц (на 5,7%). Для остальных категорий транспортных средств она повышается на 20%.Проект указания также предусматривает реформирование коэффициента бонус-малус (КБМ, коэффициент "безаварийности", влияющий на цену полиса). Планируется перейти на годовой порядок его расчета (сейчас КБМ рассчитывается на дату окончания действия последнего договора ОСАГО).
ЦБ уверен, что это приведет к большей простоте и прозрачности в применении КБМ, снизит риск ошибок и злоупотреблений при его применении, позволит исключить случаи "задвоения" данного коэффициента. Юридическому лицу будет присваиваться единый для всех машин в автопарке КБМ. А в момент вступления в силу данных изменений (1 января 2019 года) для всех водителей, у которых в базе данных Российского союза автостраховщиков (РСА) числится более одного значения КБМ, будет присвоено наименьшее из имеющихся в базе значений.
Также планируется ввести более детальную градацию КВС (коэффициент "возраст-стаж") водителя, допущенного к управлению транспортным средством — предусмотрено большее количество ступеней, понижающих тариф водителя в течение его жизни (50 ступеней вместо действующих четырех). При этом для опытных водителей среднего и старшего возраста значения КВС будут снижены, а для молодых и неопытных — повышены (в пределах 4,5%). ЦБ пояснил, что эти изменения направлены на установление более обоснованной стоимости полиса ОСАГО в зависимости от возраста и стажа водителя.Как сообщил директор по развитию страхования СК "МАКС" Сергей Печников, предложенные ЦБ меры давно ожидаемы рынком и должны решить часть проблем с доступностью ОСАГО в регионах. Хотя, по его словам, страховщики ожидали поправок также в части региональных коэффициентов, чтобы решить так называемую проблему "токсичных" регионов.
"Регулятор действует консервативно и социально осмотрительно. Рынок оценивает данные изменения исключительно положительно. Можно, конечно, было бы предложить еще несколько моментов, но в данной ситуации верно выражение "от добра — добра не ищут", — добавил Печников.
"Этот проект можно только поддержать – это первый шаг к более справедливым тарифам. Для водителей это даст возможность выбора тарифа: в "токсичных" регионах видимо будет проще купить полис, хотя, возможно, он обойдется дороже, чем сейчас. В ряде остальных регионов для опытных водителей можно ожидать, что будет возможность купить более дешевый полис", — продолжил директор департамента актуарных расчетов компании "Ингосстрах" Николай Горбачев.
Вместе с тем, управляющий директор по страховым рейтингам "Эксперт РА" Алексей Янин призвал внимательно следить за тем, чтобы на рынке не было демпинга, то есть, чтобы отдельные страховые компании не начали чрезмерно снижать тарифы, так как демпинг может подорвать их финансовую устойчивость.
Президент РСА Игорь Юргенс считает, что меры первого этапа либерализации ОСАГО позволят достигнуть этому рынку хотя бы нулевой убыточности в первый год реализации. Хотя, по мнению Печникова, убыточность в большинстве "токсичных" регионов предлагаемые изменения снизят, но все равно она останется на уровне выше нормативного.