МОСКВА, 29 июн — РИА Новости, Александр Лесных. Инвестиции в акции американских банков снижаются две недели подряд — это самый продолжительный спад за 20 лет. Что тревожит инвесторов и почему банкиры теряют клиентов — в материале РИА Новости.
В результате уменьшения вложений в инвестфонды, специализирующиеся на банках, индекс BKX за три месяца "похудел" на 11%. Общая капитализация игроков финансового сектора США за полгода упала почти на четверть.
Первую мину под банковский сектор страны заложили еще несколько лет назад, когда руководство Федрезерва проводило масштабный выкуп облигаций у игроков рынка — так называемое количественное смягчение. Предполагалось, что вырученные от продажи долговых бумаг средства пойдут на производственные инвестиции.
Надежды не оправдались: корпорации просто не нашли в стране достаточно интересных вариантов вложения капитала. В результате часть денег, полученных в рамках количественного смягчения, направилась на биржевые спекуляции, разогнав фондовые индексы до рекордных значений.
Львиная доля средств осталась на депозитных счетах в ожидании лучших времен. Для банков это означало, что у клиентов снизилась потребность в кредитах. За последние два года объем кредитования промышленности в США увеличился только на сто миллиардов долларов.
Для сравнения: за два года после кризиса, с 2012-го по 2014-й, объем кредитов промышленному сектору вырос на 220 миллиардов долларов. Соответственно, заметно сократились доходы банков от процентов по ссудам.
Сильный удар по финансовой системе в этой ситуации нанесла торговая война. Сразу после того, как в конце марта Трамп объявил об импортных пошлинах на сталь и алюминий, индекс BKX обвалился на 7,3%.
Эксперты подчеркивают, что распродажа бумаг началась в Китае — на Шанхайской и Гонконгской биржах, а затем перекинулась на биржевые площадки США и других стран. Инвесторы резонно рассудили, что в условиях торговой войны компании предпочтут воздержаться от новых кредитов и это негативно скажется на банковском бизнесе.
Опасения подтвердились: глава ФРС Джером Пауэлл 20 июня на банковской конференции в Португалии сообщил, что американские компании уже откладывают инвестиции и найм новых работников из-за опасений спада в экономике. По экспертным оценкам, торговые войны могут замедлить рост ВВП на 0,3-0,4 процента уже в этом году. И это оптимистичный прогноз.
Еще один фактор — денежно-кредитная политика ФРС. В марте ставку рефинансирования повысили на 0,25 базисных пункта, еще на столько же — в середине июня.
А государственный долг продолжает неуклонно расти: уже сейчас это 21 триллион долларов. Конгрессмены полагают, что на решение данной проблемы осталось не более десяти лет — потом кредитная кабала окончательно задушит финансовую систему страны. Некоторые и вовсе уверены, что точка невозврата уже пройдена.
"Страна тратит больше, чем получает, и вынуждена занимать деньги. Структурный дефицит создает "эффект колеи". Думаю, мы движемся к пропасти", — предупреждает конгрессмен Энди Биггс.
В отличие от Биггса, аналитики с Уолл-стрит не стесняются в выражениях. В частности, всемирно известный инвестор Джефф Гундлах, предсказавший кризис 2007 года, так прокомментировал повышение ключевой ставки при увеличении дефицита федерального бюджета (в данный момент — один триллион долларов): "То, что мы делаем, похоже на экономическое самоубийство".
Усиление макроэкономических рисков приводит к росту стоимости заимствований для американского правительства: доходности по гособлигациям США находятся на рекордно высоких уровнях. До недавнего времени это даже помогало американским банкам, бросившимся скупать долговые бумаги с высокой доходностью. В результате финансовые показатели в мае и начале июня чуть улучшились, что вызвало краткосрочный всплеск индекса BKX.
Однако заявление Белого дома о намерении ввести с 6 июля новые торговые пошлины отправило банковские акции в затяжное пике, продолжающееся до сих пор.
Сейчас наиболее вероятным сценарием выглядит резкая девальвация юаня против доллара — именно о таком асимметричном ответе на новые американские пошлины говорил Пекин.
Значит, цены американских товаров на мировых рынках повысятся по сравнению с китайскими аналогами. Следовательно, у компаний еще меньше резонов брать кредиты на расширение производства.
Кроме того, все отчетливее перспективы отказа многих стран от доллара в международных расчетах. Соответственно, потребность в долларовых торговых кредитах резко ослабеет. Другими словами, американские банки могут оказаться ненужными в "прекрасном новом мире", основанном на протекционизме и локальных валютах.