В первом полугодии 2018 года в регионах России (исключая Москву и Санкт-Петербург) ввели 119 тыс. кв. м качественных торговых площадей в шести торговых центрах. Это минимальный показатель первого полугодия за последние десять лет, подсчитали аналитики компании Colliers International. Столь низкий результат объясняется тем, что девелоперы откладывают ввод новых объектов из-за увеличенных сроков их окупаемости, снижения доходов населения и товарооборотов ретейлеров.
О проседании рынка свидетельствует и то, что в первом полугодии девелоперы все чаще стремились открывать новые торговые центры в крупных городах с населением от 0,5 млн человек и городах-миллионниках с развитой инфраструктурой, крупными производственными предприятиями и более высокой покупательной способностью населения. Так, по данным Colliers International, с января по июнь на такие города пришлось более 65% общего ввода, в то время как за аналогичный период 2014–2016 годах их доля не превышала 55%.
Помимо объектов, которые должны выйти на рынок в 2018 году, в российских городах сегодня на разной стадии реализации находятся около 1,8 млн кв. м торговых площадей и еще около 1,2 млн кв. м замороженных строек, указывают аналитики. По итогам 2018 года объем ввода в регионах составит 474,7 тыс. кв. м, говорят в Colliers International. Это на 10,8% ниже показателя 2017 года и почти на 40% меньше ввода, который аналитики прогнозировали в начале года.
Похожая ситуация наблюдается и в столичном регионе. Так, по данным Colliers International, в первой половине 2018 года ввод качественных торговых площадей в Москве и городах-спутниках достиг минимального значения с 2012 года — всего 98,5 тыс. кв. м. Всего с января по июнь в Москве и ближайшем Подмосковье на рынок вышла почти половина (45%) от всех торговых площадей, которые планировалось ввести по итогам всего 2018 года.