30 апреля на Донбассе официально завершается антитеррористическая операция (АТО). Вместо нее стартует Операция объединенных сил (ООС). Такая смена формата прописана в законе «Об особенностях государственной политики по обеспечению государственного суверенитета Украины над временно оккупированными территориями в Донецкой и Луганской областях». В связи с началом ООС на территории Донбасса начинает действовать особый порядок допуска граждан. Также с этого дня Генеральный штаб будет осуществлять стратегическое руководство всеми силами и средствами, которые занимаются обеспечением нацбезопасности и обороны, отпора и сдерживания вооруженной агрессии РФ. А командующий Объединенных сил примет на себя руководство непосредственно в Донецкой и Луганской областях. Докладывать он будет непосредственно президенту, а реализовывать свои полномочия — через Объединенный оперативный штаб ВСУ. Новой операцией будет руководить командующий Сергей Наев. Он будет управлять подготовкой и руководством всех сил обороны — не только Вооруженных сил Украины, но и СБУ, полиции, Нацгвардии, пограничников. Как сообщал министр обороны Украины Степан Полторак, его ведомство уже подготовило «органы военного управления, которые будут выполнять задачи в Донецкой и Луганской областях». Однако и после смены формата возможны точечные антитеррористические операции. «Были проведены учения и буквально во время разговора с вами (интервью состоялось 21 апреля — ред.) осуществляется передислокация органов военного управления, замена частей и подразделений, реструктуризация воинских частей и их замена», — добавил министр.
Отмена АТО: что меняется для власти и рядовых граждан Кардинально меняется ситуация в первую очередь с политической точки зрения. Штаб АТО сформирован СБУ, МВД и Минобороны, однако реальную власть в зоне конфликта имеют только ведомства Авакова и Полторака. Нынешняя перестановка грозит отстранением от оперативных задач МВД в пользу президента (он через руководство Минобороны будет определять, кто будет находиться и какие задачи выполнять). «У ВСУ появляются дополнительные полномочия по реагированию на агрессию. А части и подразделения Нацгвардии, СБУ, Госпогранслужбы, Нацполиции переходят в ее подчинение», — цитирует спикера Минобороны по вопросам АТО, полковника Дмитрия Гуцуляка «Вести».
Военный эксперт Олег Жданов считает ситуацию потенциально опасной именно ввиду концентрации полномочий в отдельно взятых руках. «Финпотоки, МВД, СБУ, та же контрабанда — все будет подчиняться штабу. Фактически после узаконивания действий ВСУ на востоке появилась вторая Нацгвардия, которой руководит президент — только с возможностью применять тяжелое вооружение: это противоречит Конституции и является шагом к диктатуре», — рассказал он. А вот опасения, что местные жители будут лишены ряда прав, в частности, на имущество (по закону, силовики могут входить в домовладение без разрешения и даже изымать частный транспорт), пока не подтвердились. «У военных появится такое право, только когда (и если) будет введено военное положение. А пока у нас не было ни одного такого случая — у военных в принципе немного влияния на мирных жителей», — пояснил военно-гражданский комендант Красногоровки Олег Ливанчук. Напомним, за 29 апреля боевики в зоне АТО совершили 47 обстрелов позиций украинской армии. В результате один украинский воин получил ранение, еще один — боевую травму.
*Экстремистские и террористические организации, запрещенные в Российской Федерации: «Свидетели Иеговы», Национал-Большевистская партия, «Правый сектор», «Украинская повстанческая армия» (УПА), «Исламское государство» (ИГ, ИГИЛ, ДАИШ), «Джабхат Фатх аш-Шам», «Джабхат ан-Нусра», «Аль-Каида», «УНА-УНСО», «Талибан», «Меджлис крымско-татарского народа», «Мизантропик Дивижн», «Братство» Корчинского, «Тризуб им. Степана Бандеры», «Организация украинских националистов» (ОУН).
Оставить комментарий