Украина выходит из отдельных договоров СНГ. В условиях так называемой «новой холодной войны» между Россией, ЕС и США, Порошенко получил благоприятный фон для противодействия России. А заодно — и для своей предвыборной кампании. На самом деле, Украина никогда не была полноценным членом СНГ. Наш статус там можно определить как «одновременное присутствие-отсутствие». Эта позиция была еще во времена Кравчука, то есть при создании самой организации. Мол, мы участвуем в работе структур СНГ, это может быть выгодно, но при этом не берем на себя каких-либо обязательств. Поэтому пока наш выход — это довольно условная вещь. Сама процедура предусматривает информировать о своем решении за год. Но имеет ли это отношение к Украине? Ведь статусные документы СНГ мы не ратифицировали. Скорее всего, это политическое заявление Порошенко, который уже де-факто ведет свою предвыборную кампанию. Ее основой станут тезисы, связанные с внешней политикой и геополитическим выбором Украины. Президент и его технологи, очевидно, делают ставку на то, что именно Порошенко обеспечил отход Украины от традиционного восточного вектора и заложил новый — евроатлантический. В этом контексте следует рассматривать и заявления президента о проведении референдума относительно членства в НАТО, и о том, что как можно скорее нужно подать заявку на членство в ЕС. Но следует понимать, что добиться быстрого прогресса в направлении евроатлантической интеграции президенту вряд ли удастся. Потому что, прежде всего, нет соответствующих настроений со стороны представителей самого евроатлантического сообщества. А вот выйти из СНГ, определенным образом разорвать некоторые отношения с Россией — это чисто технически гораздо более легкая задача, чем добиться реальных достижимых результатов в направлении евроатлантической интеграции. Выход из СНГ мало что меняет в дипломатическом плане. Но повлияет на международные договоры, где есть упоминание об этой организации. Хотя, в общем, нас и так ожидает ревизия всего корпуса договоров, заключенных с членами СНГ: недавно президент инициировал пересмотр или, по крайней мере, частичную отмену так называемого «Большого соглашения» с Россией о дружбе и сотрудничестве.
Ранее Украина отказывалась пересматривать те договоренности, исходя из позиции, что там прописаны гарантии территориальной целостности Украины. Теперь же президент говорит, что некоторые элементы этого соглашения мы все-таки можем отменить. Мол, они не отвечают национальным интересам Украины. В этой ситуации трудно спрогнозировать что-то конкретное. Думаю, что все эти события в первую очередь создают фон для положительного дискурса вокруг президента. То есть не столько способствуют коммуникации, сколько дают тему для политической дискуссии. Очевидно, что в нее включатся другие политики. Не надо быть большим аналитиком, чтобы сделать вывод, что речь идет прежде всего об активном участии Оппозиционного блока. Там будут отстаивать, что членство Украины в СНГ отвечает нашим национальным интересам, необходимо возрождать экономические связи на постсоветском пространстве, нормализовать отношения с Россией и другими членами, и, возможно, даже усиливать экономическую интеграцию. Такие тезисы понятны электорату Оппозиционного блока, а значит выгодны. Президент же, с другой стороны, будет выражаться в стиле Хвылевого — «прочь от Москвы», и утверждать, что национальные интересы Украины — это евроинтеграция. Таким образом создается дискурс, где разные политики будут способствовать имиджу Порошенко как наиболее прозападного политика Украины. Следует понимать, что Порошенко действует на волне общего тренда. Вспомним, как сначала Украину отговаривали от любых шагов, которые могли бы спровоцировать дальнейшую военную эскалацию. Наши западные партнеры активно использовали тезис «не провоцировать Путина» и, соответственно, осуществляли жесткое давление на Украину. Но в последнее время, в контексте изменений в отношениях между Россией, ЕС и США, ситуация понемногу меняется. В условиях, многими исследователями называемых новой Холодной войной, украинская власть получила благоприятный фон для реализации того, что раньше могло бы вызвать неприятие со стороны России. Условно говоря, у Порошенко появляется мандат на осуществление этих шагов. Некий неформальный опыт.
*Экстремистские и террористические организации, запрещенные в Российской Федерации: «Свидетели Иеговы», Национал-Большевистская партия, «Правый сектор», «Украинская повстанческая армия» (УПА), «Исламское государство» (ИГ, ИГИЛ, ДАИШ), «Джабхат Фатх аш-Шам», «Джабхат ан-Нусра», «Аль-Каида», «УНА-УНСО», «Талибан», «Меджлис крымско-татарского народа», «Мизантропик Дивижн», «Братство» Корчинского, «Тризуб им. Степана Бандеры», «Организация украинских националистов» (ОУН).
Оставить комментарий