С 2008 года мы занимаемся проведением «модернизационного партнерства» с Россией. В тот момент, когда бывший в то время министром иностранных дел Франк-Вальтер Штайнмайер (Frank-Walter Steinmeier) начал реализацию этой инициативы, существовали возвышенные надежды. Главная идея состояла в том, что более активное участие немецкой промышленности в России будет способствовать не только модернизации экономики этой страны и ослаблению ее зависимости от экспорта сырьевых товаров. Предполагалось также, что, прежде всего, немецкое участие будет способствовать либерализации российского общества. Кроме того, способствовать этому процессу должны были верховенство закона и эффективная борьба с коррупцией. Честная оценка событий спустя десять лет показывает, что эту инициативу можно сравнить со снарядом, разорвавшимся в стволе орудия. Дело в том, что правительство российского президента Владимира Путина почти ничего не сделало для того, чтобы воплотить в жизнь идею общей модернизации этой огромной империи. Российская экономика так же зависит от экспорта нефти и природного газа, как раньше. Российская Кремниевая долина, которая благодаря уровню знаний в стране в области математики и программирования должна была способствовать росту предпринимательской активности, была задушена Кремлем в зародыше. Да и все остальные творческие силы в стране продолжают подавляться, в том числе с помощью домашнего ареста на основании обвинений в мнимых налоговых нарушениях. Вместо этого «модернизация» страны в итоге вылилась в создании российского лимузина для государственных чиновников, похожего на модели компании Rolls-Royce. Путин добился своей цели: российское общество отнюдь не стало более либеральным. Провал модернизационного партнерства еще раз подчеркивает, что общественная свобода является основной предпосылкой экономической креативности и прогресса — а не наоборот. Все эти факты не мешают бригаде маниакальных людей в Германии, людей «понимающих Путина», выступать за еще более снисходительное отношение к Кремлю. Вторая мировая война и российское ядерное оружие якобы не оставляют нам никакого другого выбора, кроме как поддерживать Путина. Не подлежит сомнению, что нужно говорить друг с другом. Подобный подход необходим для разрешения различных внешнеполитических кризисов. Это соответствует также истинным интересом соответствующей нации. И для этого не нужно делать каких-то особых уступок. Как показывает ситуация в Сирии, Путин все время и повсюду ведет жесткую игру.
В отношениях с Москвой требуется больше реализма Поэтому сложно понять существующую в некоторой части немецкой политики и общества преобладающую склонность к бесконечному оправданию перед Россией. Следует задать вопрос: Сколько раз русские должны обвести нас вокруг пальца, пока мы, наконец, не начнем смотреть фактам в глаза? Недавно Путин в очередной раз пообещал в течение своего очередного президентского срока решительным образом позаботиться о повышении жизненного уровня людей. Появился проблеск надежды, когда было объявлено о том, что отправленный ранее в отставку экономический реформатор Алексей Кудрин будет играть особо важную роль в новом правительстве. Кудрин в 2011 году был изгнан с поста министра финансов, поскольку он слишком активно выступал в поддержку реформ. Инициатором его увольнения был не кто иной, как Дмитрий Медведев, который вновь назначен российским премьер-министром. Для Кудрина не осталось другого соответствующего важного кресла в кабинете министров, кроме места главы Счетной палаты. Мы, немцы, являемся чем-то вроде офицеров связи в отношениях с русскими. Поэтому на нас возложена ответственность, и, возможно, мы даже выступаем в роли гаранта того, чтобы реформаторские изменения в России оказались успешными. Нет вопросов — именно потому, что мы в других местах, скорее, смотрим в сторону, когда речь идет об острых военных вопросах, нам, немцам, стоило бы проводить такую политику, которая способствовала бы экономической и общественной модернизации России, а также привела бы к более примирительному внешнеполитическому курсу.
Маас и его курс заслуживают большей поддержки В настоящий момент как раз по причине нашей традиционной роли по поддержке России мы должны также понять, что в этом отношении необходимо проявлять определенную твердость. При этом нам следует быть реалистами, поскольку мы, немцы, уже скоро 300 лет и сердцем и умом постоянно пытаемся способствовать позитивным изменениям в российском обществе. Но если мы и дальше будем выступать в качестве апологета Москвы, то тогда мы будем нести прямую ответственность за то, что русские будут непреклонно продолжать делать ставку на цинизм и на принцип силы. Исходя только из этих соображений, мы должны непременно поддержать тот курс, который проводит министр иностранных дел Хайко Маас (Heiko Mass). Поскольку продолжение политики заигрывания и тайных договоренностей не приведет к поставленной цели. Пока немецкая политика в отношении России будет оставаться мягкой, у русских не будет никакого повода измениться хоть на йоту. Одновременно следует исходить из того, что нам, немцам, принадлежит особая роль в том случае, если русские — как они не устают повторять, — на самом деле, хотят модернизировать свою экономику и либерализировать свое общество. Нам много раз удавалось с помощью экономического стержня внутри страны и вне ее возрождаться после мрачных периодов нашей истории. И при этом мы смогли создать широкую основу для благосостояния и прогресса. Речь идет о важной взаимозависимости, которую, к примеру, Коммунистическая партия Китая прекрасно понимает, и именно поэтому Пекин с особым уважением относится к деятельности правительства в Германии, а также к нашей экономике и системе управления. Китайское руководство прекрасно понимает, насколько тесно экономический успех связан с легитимностью собственного режима. Поэтому там с недавних пор начали делать ставку не на верноподданнические чувства населения и не на его способность выносить страдания, а на экономическую динамику. А разве у русских не может произойти то же самое? Очевидно, что вариант «пряника» в отношении модернизационного партнерства с Россией не сработал. Подобный вывод, кстати, оказывает любопытное воздействие на запланированный газопровод «Северный поток — 2». Дело в том, что с самого начала этот проект рассматривается как ключевой элемент модернизационного партнерства — мы инвестируем, а русские занимаются реформами. Пока, глядя на эту сделку, вполне можно говорить об отходе от экономических оснований. Поскольку реформаторские надежды, которые были связаны с его строительством, не оправдались. И, в действительности, эффект получился обратным. То же самое относится к аргументу о том, что к русским потому следует относиться с пониманием, что они в течение последней четверти века вынуждены были смириться с потерей значительной части статуса мировой державы. Если русские существенным образом не увеличат свой производственный потенциал, они не смогут повысить свой статус в мире. Путинская Россия в настоящее время реагирует так же, как Турция Эрдогана. Эти руководители требуют большего «уважения», они активно ведут себя на международной арене, но при этом занимаются тем, что, скорее, мешают играть другими. А внутри страны оба президента заняты, в основном, мыслями о своем статусе, а также самовосхвалением. Одновременно эти «сильные мужчины» активно выступают против всего, что, по их мнению, может оказаться либеральным и реформаторским. Однако такого рода подход вызывает дальнейшее понижение их собственного имиджа на международной арене. Создается впечатление, что Путин не принимает во внимание опыт Габсбургов в обращении с историей. Разумеется, нынешняя Вена сохранила кое-что из былого имперского обаяния, но она сегодня играет в третьей лиге. Попытка крепко держаться за прошлое не позволит и России, несмотря на ее ядерное оружие, выступать в Лиге чемпионов.
Взлет Азии изменяет политическую карту Стремительное развитие Азии также приводит к совершенно новому переделу влияния в мире. Россия к 2050 году по количеству населения переместится с 9-го на 16-е место. По доходу на душу населения Россия, несмотря на все обещания Путина, находится сегодня на 48 месте — позади Португалии, Польши, Венгрии, Малайзии. Все это указывает на то, что истинными друзьями России являются как раз те люди, которые, как и Маас, отвергают курс заигрывания с Москвой. Только так можно помочь России встать на правильный путь. В противном случае она будет продолжать вязнуть в трясине. И в среднесрочной перспективе это приведет к появлению значительного недовольства в структуре самого режима, а также среди расселения. Однако тот факт, что это происходит в результате собственных решений — прежде всего из-за отсутствия желания решительным образом перейти на курс реформ, — в Москве почти никто не хочет признавать. Дальнейшую часть сценария нетрудно предугадать — ничего другого не останется, кроме как привычным образом обвинять другие нации в том, что они хотят помешать России укрепиться, тогда как сами они в первую очередь сконцентрированы на укреплении своей военной силы. Поэтому главная задача немецкой политики должна состоять в том, чтобы разорвать этот предсказуемый порочный круг.
*Экстремистские и террористические организации, запрещенные в Российской Федерации: «Свидетели Иеговы», Национал-Большевистская партия, «Правый сектор», «Украинская повстанческая армия» (УПА), «Исламское государство» (ИГ, ИГИЛ, ДАИШ), «Джабхат Фатх аш-Шам», «Джабхат ан-Нусра», «Аль-Каида», «УНА-УНСО», «Талибан», «Меджлис крымско-татарского народа», «Мизантропик Дивижн», «Братство» Корчинского, «Тризуб им. Степана Бандеры», «Организация украинских националистов» (ОУН).
Оставить комментарий