Фрагмент интервью экс-президента Чешской республики Вацлава Клауса (Václav Klaus) газете «Право» (Právo), в котором политик отвечает на вопросы, касающиеся России. <…>
Právo:…Не является ли такой же или еще большей проблемой для современного наводненного информацией общества трудность с распознаванием, где правда, а где намеренная ложь, то есть, как сегодня говорят, фальшивые новости? Вацлав Клаус: Любой без труда поймет, где правда, если прибегнет к собственному разуму. У каждого должны быть собственные накопленные представления-схемы, помогающие сортировать информацию. Лично я не испытываю проблем с лживой информацией: ее можно распознать с первого взгляда. Мне не нужны общие инструкции о том, что — информация, а что — дезинформация. Так как, например, когда я читаю новость об отравлении господина Скрипаля и его дочери в Великобритании, я сразу понимаю: все это чушь, и такого быть не может. Полагаю, что за исключением министра иностранных дел Великобритании Бориса Джонсона и премьер-министра Терезы Мэй, а также нескольких наших политиков, это понимает любой разумный человек. Или, например, стал бы сирийский президент Асад устраивать химическую атаку, зная, что его постоянно контролируют и за каждым его шагом следят наблюдатели со всего мира? Мне не нужно знать, «фейковая» это новость или нет. Заранее понятно, что все это ерунда. Когда кто-то заявляет, что Путин приказал ликвидировать Скрипаля, то можно только постучать по лбу. Подобная информация не сбивает вас с толку, а только подтверждает вашу способность понимать, где правда и здравый смысл. В 1961 году Джордж Стиглер опубликовал статью «Экономическая теория информации», и с тех пор для нас, экономистов, основополагающим является мнение о том, что информация сама по себе не существует. Есть спрос на информацию и ее предложение. Так давайте же этим руководствоваться в практической жизни.
— Россию часто обсуждают в СМИ и политических кругах. Стоит ли нам ее бояться? — Давайте, прежде всего, отделим друг от друга понятия «информация» и «мнение». Когда у нас обсуждают Россию, то звучат в основном мнения. А какая у нас есть информация, которую можно было бы реально проверить? О некоторых вещах нам неизвестно ничего. Известно ли вам, какой в России рост экономики? А какой уровень реальной поддержки и, наоборот, недоверия к Путину? Несколько дней назад я спросил посла Российской Федерации о состоянии российского сельского хозяйства. Он ответил, что дела в отрасли идут прекрасно, и таких успехов практически никогда прежде не было. Посол отметил, что это замечательное, позитивное последствие санкций. Санкции открыли российскому сельскому хозяйству путь для развития. Аграрии просят у нас продолжать санкции, поскольку они значительно увеличивают свою производительность.
Мнение же о том, что Россия повлияла на выборы у нас, я считаю просто смешным. Строго говоря, у меня не пророссийская позиция — я просто описываю реальное положение дел. Россия действительно угрожала нам в период, который начался после Второй мировой войны и завершился с развалом коммунизма. Но сегодня Россия не угроза для нас. Уже хотя бы потому, что друг от друга нас отделяет несколько государств, и нашу границу уже нельзя просто пересечь на поезде, как раньше. В отличие от Европейского Союза, Россия не навязывает нам своими директивами изменения в нашем законодательстве и правовых нормах.
<…>
*Экстремистские и террористические организации, запрещенные в Российской Федерации: «Свидетели Иеговы», Национал-Большевистская партия, «Правый сектор», «Украинская повстанческая армия» (УПА), «Исламское государство» (ИГ, ИГИЛ, ДАИШ), «Джабхат Фатх аш-Шам», «Джабхат ан-Нусра», «Аль-Каида», «УНА-УНСО», «Талибан», «Меджлис крымско-татарского народа», «Мизантропик Дивижн», «Братство» Корчинского, «Тризуб им. Степана Бандеры», «Организация украинских националистов» (ОУН).
Оставить комментарий