Страны Прибалтики являются членами ЕС уже 14 лет, но все еще испытывают необходимость напоминать о сложившейся в области энергоснабжения ситуации. «Мы уже многие годы входим в состав ЕС, но по-прежнему относимся к разным системам энергоснабжения», — сообщил премьер-министр Литвы Саулюс Сквернялис (Saulius Skvernelis) на пресс-конференции премьер-министров балтийских стран в Таллине. На встрече премьер-министров Прибалтики и Польши, которая состоялась 3 июня, главными темами были энергетические связи, проект железной дороги «Рейл Балтик» (Rail Baltic) и политика безопасности. Правда, после того, как Россия захватила украинский Крым больше четырех лет назад, все темы сводятся к политике безопасности. Эстония, Латвия и Литва вступили во всевозможные западные союзы в начале 2000-х, но у них по-прежнему вызывает беспокойство принадлежность к старым советским системам, объединяющим их с Россией: железная дорога, газопроводы и нефтепроводы, а также общая с Россией и Белоруссией энергетическая система БРЭЛЛ. Главная цель стран Прибалтики — выйти из БРЭЛЛ к 2025 году и присоединиться к энергетической системе континентальной Европы, проходящей через Польшу. Главная причина такого решения, по мнению премьер-министров, связана с политикой безопасности. Они уже давно хотят выйти из энергосистемы России. Одной из возможных угроз представляется прекращение Россией подачи электричества в страны Прибалтики. Россия может выйти из БРЭЛЛ в 2020-х, когда Калининград станет энергетически независимым. Однако не все считают идею отказа от российской энергетической системы удачной. Энергетический совет Академии наук Эстонии проанализировал технические и экономические аспекты выхода из системы. «Это политический проект», — говорит Арви Хамбург (Arvi Hamburg), председатель Энергетического совета Академии наук Эстонии. Эстония находится довольно далеко от Литвы и Польши, что только усложняет задачу в осуществлении этого проекта, считает Хамбург. Польша и Литва сейчас связаны электромостом ЛитПол (LitPol). Сейчас прибалтийские страны и Польша проводят переговоры о новых системах передачи электроэнергии. В любом случае, их мощность будет гораздо меньше, чем у систем России и стран Прибалтики. «Налогоплательщикам придется платить больше, а система поставок энергии вряд ли станет лучше», — говорит Хамбург.
Согласно отчетам эстонского Международного центра обороны и безопасности (МЦОБ, ICDS), вхождение стран Прибалтики в энергетическую систему России — риск для безопасности этих стран. Среди возможных последствий — неуверенность в поставках электроэнергии. Однако Хамбург не думает, что Россия может спровоцировать нарушения в подаче электроэнергии. «Россия не может прекратить поставку электроэнергии, поскольку мы даем больше, чем потребляем», — говорит он. Утверждение Хамбурга в первую очередь касается Эстонии, самостоятельной в вопросах электроэнергии. Россия использует газ и нефть как способы давления на страны Прибалтики. Передача электроэнергии пока происходила без нарушений. Хамбург считает, что Россия не выйдет из системы электроснабжения даже в том случае, если Калининград станет независимым в энергетических вопросах. Калининграду выгоднее быть частью большой системы, а не изолированным островом, поясняет Хамбург. По мнению премьер-министра Эстонии Юри Ратаса (Jüri Ratas), страны Прибалтики и Польша должны договориться в июне перед саммитом ЕС о том, как они могут присоединиться к системе континентальной Европы. «Выход из совместной с Россией системы энергоснабжения и присоединение к европейской системе повысит уровень нашей безопасности», — сказал Ратас на пресс-конференции премьер-министров стран Прибалтики. Речь, по мнению Ратаса, сейчас идет скорее о технических деталях — например, сколько кабеля необходимо проложить между Литвой и Польшей в добавление к уже существующему электромосту ЛитПол. Польша, Чехия, Словакия и Венгрия присоединились к энергосистеме континентальной Европы еще в 1995 году, Болгария и Румыния — в 2002 году.
*Экстремистские и террористические организации, запрещенные в Российской Федерации: «Свидетели Иеговы», Национал-Большевистская партия, «Правый сектор», «Украинская повстанческая армия» (УПА), «Исламское государство» (ИГ, ИГИЛ, ДАИШ), «Джабхат Фатх аш-Шам», «Джабхат ан-Нусра», «Аль-Каида», «УНА-УНСО», «Талибан», «Меджлис крымско-татарского народа», «Мизантропик Дивижн», «Братство» Корчинского, «Тризуб им. Степана Бандеры», «Организация украинских националистов» (ОУН).
Оставить комментарий