С мая не утихают страсти вокруг пакета помощи Израилю со стороны США. Еще в 2016 году администрация Обамы договорилась с Израилем, что американцы предоставят Израилю 38 миллиардов долларов в течение десяти лет (с 2019 по 2028 годы) на военные нужды. Условиями сделки были две договоренности: что Израиль потратит все эти деньги на американскую продукцию и услуги и что Израиль не будет просить у Конгресса США дополнительной помощи. Израиль даже написал отдельное письмо, подтверждающее, что обещает не досаждать и не обращаться в течение десяти лет к Конгрессу, если только не начнется большая война. Впрочем, лазейки остались, так как на вопросы по обеспечению безопасности в виде борьбы с тоннелями террористов или на создание систем по кибербезопасности деньги у Конгресса просить можно, так как это не попадает под военную помощь. Израильтяне вообще просили 4,5 миллиардов долларов в год изначально, но в итоге сошлись на 3,8 миллиадов. Сделка вступает в силу в конце этого года и, как выясняется, в Израиле это теперь не устраивает многих. До новой сделки Израиль мог использовать каждый год 26,3% (около 816 миллионов долларов) от выделяемый американцами суммы (3 миллиарда в год + по 500 миллионов по дополнительным запросам к Конгрессу в последние несколько лет) на внутренние военные закупки, тем самым поддерживая и развивая свой военно-промышленный комплекс, и еще 13% можно было потратить на закупки топлива на военные нужды на деньги США. Теперь ежегодная сумма помощи повысилась, но условия изменились. В течение шести лет Израиль должен постепенно перестать тратить деньги на неамериканскую продукцию, а закупки топлива с помощью американских денег прекратить в первый же год. По подсчетам военных экономистов Израиля, оборонка страны может потерять около 22 тысяч рабочих мест и это станет для Израиля ощутимым ударом. Ожидается закрытие 140 предприятий, 40% которых находятся на окраине страны, где и так высок процент безработицы. Аналитики предупреждают, что уменьшение внутренних заказов для местных небольших инновационных компаний приведет к тому, что большие военные компании перестанут получать и использовать те идеи и разработки, которыми они пользовались в ходе сотрудничества со своими менее крупными подрядчиками. И это уже в свою очередь заставит «тяжеловесов» покинуть Израиль.
В мае этого года члены парламента Израиля начали подталкивать правительство к переговорам по изменению сделки, в надежде, что администрация президента Трампа может пойти на уступки и разрешить тратить деньги на внутренние закупки. С другой стороны, оптимизма по отношению к результативности таких переговоров не так много, так как политика Трампа подразумевает соблюдение интересов США и американской промышленности в первую очередь. Израильтяне хотели бы донести до Трампа, что в случае сохранения условий сделки, израильская оборонка понесет неприемлемые потери и что Израиль будет напрямую терять не только 816 миллионов долларов в год, но и косвенно еще дополнительные 1,3 миллиардов в год, а существование 700 небольших поставщиков военной продукции будет поставлено под угрозу. Более того, члены оппозиционных партий Израиля предупреждают, что прекращение внутренних закупок приведет к тому, что страна не сможет действовать самостоятельно в случае чрезвычайного развития событий, не сможет производить свои вооружения и будет полностью зависеть от помощи из США. Главный финансовый директор ведущей государственной технологическо-промышленной аэрокосмической компании IAI (Israel Aerospace Industries) заявил, что аэрокосмическая отрасль в стране погибнет и надо выходить из сделки. От других комментаторов звучали даже такие сравнения, что сделка является наркотиком, на который подсела Израиль и что пора уже что-то менять. Сегодня по политическим мотивам Израиль вынужден покупать те же F-35, хотя его вполне устраивают F-15I. Но реальных планов у Израиля нет, кроме как просить Трампа о смягчении условий сделки. Одним из выходов было бы наращивание продаж своих вооружений в страны Азии. Но и здесь есть проблема, потому что после провала с продажей воздушных радаров Китаю в 2000 году и потери миллиарда долларов, когда сделку остановили США, американцы крайне негативно относятся к экспорту израильского оружия. Израиль был вынужден подписать меморандум, который прописывает процедуры экспорта из страны даже неамериканских систем, и получил список из 23 стран, с которыми нельзя торговать любыми вооружениями без согласования с США. При этом американцы с точки зрения маркетинга и своего экспорта пользуются тем, что Израиль покупает их вооружения, испытывает у себя, отрабатывает в боевых условиях. Логика здесь такова, что если какое-либо американское вооружение есть у израильтян, то, значит, это — высококлассная вещь, которую стоит купить. США легче потом продавать по миру свое оружие таким способом. И, понятно, что Израиль такая ситуация раздражает. Некоторые израильтяне заявляют, что 38 миллиардов помощи — это вообще очень низкая цена для американцев. С другой стороны, американцы тоже удивляются реакции своего друга на Ближнем Востоке. В конце концов, дареному коню в зубы не смотрят. Впрочем, один план есть. Он принадлежит Йораму Эттингеру, знаменитому израильскому ученому, политологу, демографу. Именно его считают идеологом сокращения зависимости Израиля от американской экономической помощи. Изначально он говорил, что чем больше американской помощи Израиль получает от США, тем менее ценным и надежным партнером он становится для Вашингтона в регионе. Что касается избавления от финансовой помощи на военные нужды, то Эттингер предлагает в течение десяти лет каждый год брать 10% от общей суммы и вкладывать их в создание и работу двусторонних американо-израильских исследовательских фондов, каждый из которых бы специализировался на какой-либо одной высокотехнологической области с целью монетизации разработок. Десять фондов в итоге, по мнению Эттингера, принесут миллиарды долларов отдачи, из которых 70% уйдут в США, так как они созданы на американские деньги изначально. Но в выгоде останутся все. Эттингер апеллирует к опыту двух фондов такого рода. Фонд индустриальных исследований и развития получил около 40 лет назад 50 миллионов на открытие, а теперь его выручка превышает восемь миллиардов долларов. Похожий фонд в сфере сельского хозяйства получил 40 миллионов в 1978 году и через свои проекты заработал двум странам более 800 миллионов долларов. Эттингер таким образом хотел бы видеть, как постепенно государственное выделение денег превращается в кооперацию частных прибыльных хайтек-компаний. Но пока ни в одной из двух стран нет ни политического, ни психологического настроя решать проблему в таком ключе. Подавляющее большинство израильтян считают, что без помощи США им не прожить, а американцы не устают подчеркивать, что Израилю отдается самый жирный кусок из всего объема международной помощи США другим странам в мире.
*Экстремистские и террористические организации, запрещенные в Российской Федерации: «Свидетели Иеговы», Национал-Большевистская партия, «Правый сектор», «Украинская повстанческая армия» (УПА), «Исламское государство» (ИГ, ИГИЛ, ДАИШ), «Джабхат Фатх аш-Шам», «Джабхат ан-Нусра», «Аль-Каида», «УНА-УНСО», «Талибан», «Меджлис крымско-татарского народа», «Мизантропик Дивижн», «Братство» Корчинского, «Тризуб им. Степана Бандеры», «Организация украинских националистов» (ОУН).
Оставить комментарий