В то время как весь мир поглощен известиями с чемпионата мира по футболу в России, в Пекине проходило восьмое совещание (на уровне министров) созданного в 2004 году Форума сотрудничества между Китаем и арабскими странами (CASCF), в котором принимал участие президент Китая Си Цзиньпин. На фоне обильного потока кредитов и экономической помощи странам арабского мира, Китай взял на себя обязательства инвестировать в транспортную инфраструктуру, нефтегазовый сектор, финансы, цифровую экономику и искусственный интеллект.
Подпись к изображению: Президент Китая Си Цзиньпин (справа) и кувейтский эмир шейх Сабах аль-Ахмад аль-Джабер аль-Сабах в центре прибывают на 8-е министерское совещание Форума сотрудничества Китая и арабских государств в Пекине в среду
Примечательно, что Пекин предоставит помощь в объеме 15 миллиардов долларов для экономического развития Палестинской автономии, а также 91 миллиард долларов, распределенные между Иорданией, Ливаном, Сирией и Йеменом.
Пакет экономической помощи и кредитов
Предполагается создать китайско-арабский банковский консорциум с целевым фондом в 3 миллиарда долларов, связанным с пакетом финансовой помощи и кредитования. Кроме того, Пекин предполагает довести импорт из арабских стран до уровня 8 триллионов долларов к 2025 году. Как и ожидалось, в очередной раз Си Цзиньпин связал весь арабский мир с расширением своей инициативы Нового Шелкового пути, известной также под названием «Один пояс, один путь» (ОПОП). Кроме того, проявляя осторожность, необходимую при навигации по геополитическому минному полю, он призвал «соответствующие стороны» уважать международный консенсус в израильско-палестинской конфронтации. По мнению многих наблюдателей, это указывает на постепенный, но уверенный отход Китая от своей «фирменной» пассивной или реактивной политики в арабском мире, ориентированной исключительно на энергетический сектор, при полном политическом невмешательстве. В настоящее время Си Цзиньпин открыто связывает китайскую финансовую помощь и сделки со странами глобального Юга с общим процессом экономического развития, считая это единственной дорожной картой для урегулирования политического и религиозного конфликта. Эта политика подразумевает полное уважение международных договоренностей. Иран, как и большая часть арабского мира, находится в Юго-Западной Азии. За день до начала китайско-арабского форума премьер-министр КНР Ли Кэцян в Берлине предостерегал о «непредвиденных последствиях», которые может вызвать отказ от международного соглашения по поводу иранской ядерной программы, известного как Совместный всеобъемлющий план действий (СВПД), как того хочет администрация Трампа.
Четыре требования США к новому иракскому режиму
А теперь сравним китайский подход с американской стратегией в Ираке, 15 лет спустя после операции «Шок и трепет». Посол Соединенных Штатов в Багдаде, Дуглас Силлиман, встретился недавно с лидерами победивших в ходе последних выборов шиитских блоков и партий, от Хайдера аль-Абади до Аммара аль-Хакима. Силлиман передал им всем общий пакет требований, причем это было сделано в стиле «предложения, от которого вы не можете отказаться». Вот четыре условия, при соблюдении которых Вашингтон готов признать следующего премьер-министра Ирака. Тридцать процентов всей иракской нефти должно находиться под контролем американцев, причем США могут делать с ней все, что посчитают нужным. Вашингтон должен иметь полный контроль над иракскими банками. Все деловые связи и торговля с Ираном должны быть прекращены немедленно. Военизированное формирование «Хашд аль-Шааби», известное как «Силы народной мобилизации», сыгравшее решающую роль в победе над террористической организацией ДАИШ, должно быть немедленно распущено. Эта информация поступила от высокопоставленного иракского чиновника, присутствовавшего на всех заседаниях, который рассказал изданию Asia Times о том, что произошло. Практически ни одна из политических сил в Ираке не доверяет Соединенным Штатам Америки – будь то шииты, сунниты, езиды или даже преимущественно курдские формирования. Но проблема заключается в том, что подавляющее большинство иракских политиков вовлечено в колоссальную по масштабам коррупцию, и значительное их число полагает, что нуждается в американской «защите». Если бы иракское население, при всех своих внутренних противоречиях, получило право высказаться по поводу упомянутых требований, далеко не факт, что хоть одно из них было бы одобрено.
Американское присутствие в Сирии является «незаконным»
Между тем, в соседней Сирии Пекин уже ясно показал, что позиционирует себя как важную силу в восстановлении экономики страны, наряду с Ираном и Россией. Китай рассматривает Сирию как важный узел в евразийской инфраструктурной инициативе ОПОП. Теперь логично сопоставить это с парламентским докладом в Бундестаге в Берлине, согласно которому военное присутствие США в Сирии является незаконным. Это означает, что с точки зрения ведущей страны Европейского Союза Дамаск больше нельзя характеризовать как режим-изгой. ЕС может оказаться на одной волне с Россией, которая сотрудничает с Ираном и Турцией для решения сирийской проблемы в Астане, и Китая, который поддерживает астанинский процесс. Чего же следует ожидать? Намерен ли Европейский союз копировать политику Китая в отношении стран арабского мира?
*Экстремистские и террористические организации, запрещенные в Российской Федерации: «Свидетели Иеговы», Национал-Большевистская партия, «Правый сектор», «Украинская повстанческая армия» (УПА), «Исламское государство» (ИГ, ИГИЛ, ДАИШ), «Джабхат Фатх аш-Шам», «Джабхат ан-Нусра», «Аль-Каида», «УНА-УНСО», «Талибан», «Меджлис крымско-татарского народа», «Мизантропик Дивижн», «Братство» Корчинского, «Тризуб им. Степана Бандеры», «Организация украинских националистов» (ОУН).
Оставить комментарий