Заявления, сделанные Дональдом Трампом в рамках «извинительного» саммита с российским президентом Владимиром Путиным, шокировали не только демократов, но и республиканцев. Президент США не только отказался осудить российское вмешательство в выборы 2016 года, но и раскритиковал расследование, продолжающееся под руководством спецпрокурора Роберта Мюллера, назвав его политической аферой. Линдси Грэм (Lindsey Graham), сенатор-республиканец от Южной Каролины, заявил, что на совместной пресс-конференции в Хельсинки Трамп «упустил возможность» решительно возложить ответственность на Россию за вмешательство в выборы 2016 года и предупредить подобные вторжения в будущем. И это еще мягко сказано по сравнению с бывшим директором ЦРУ Джоном Бреннаном (John Brennan), который объявил следующее: «Выступление Дональда Трампа на пресс-конференции в Хельсинки не только удовлетворяет критериям серьезных преступлений и правонарушений (конституционная формулировка для импичмента — прим. перев.), но и выходит за их пределы. Это в полном смысле слова государственная измена. Мало того что заявления Трампа имбецильны, он еще и продемонстрировал, что полностью во власти Путина. Патриоты-республиканцы, где же вы?». Не остался в стороне и ряд высоко поставленных республиканцев. Сенатор от Аризоны Джефф Флэйк (Jeff Flake) посетовал, сославшись на обвинение во вмешательстве в американские выборы, предъявленное на прошлой неделе двенадцати россиянам: «Не думал я, что доживу до того дня, когда американский президент, стоя бок о бок с российским, будет обвинять США в российской агрессии. Стыд какой». Не сдержался даже спикер палаты представителей Пол Райан (Paul Ryan), республиканец из штата Висконсин, от жесткой критики обычно воздерживающийся. Утверждая, что «Россия вмешивалась в исход наших выборов и продолжает свои попытки подрыва демократии по всему миру», Райан заявил, что «США не имеют права отказываться от стремления заставить Россию ответить за свои действия и пресечь ее подлые атаки на демократию». Да, это серьезное заявление. Но что с того? Сколько бы там ни жаловались на президента, что он отправляет «не тот» сигнал о целостности выборов, или даже что своими комментариями он подначивает новые вмешательства, уже в выборы 2018 и 2020 года — это всего лишь разговоры. И грош им цена, если их не подкрепить действиями. Кто бы что ни думал лично о Трампе, Путине, состоянии американско-российских отношений, глубине и амбициозности стороннего вмешательства в выборы 2016 года, легитимности самого президентства Трампа или целесообразности расследования Мюллера — отсутствие внятных шагов по защите выборного процесса в преддверии промежуточных выборов 2018 года и президентских выборов 2020 года попросту абсурдно.
Поразительно, что лидеры обеих партий так до сих пор и не осознали размеров бедствия. Хотя даже Дэн Коутс (Dan Coats), директор национальной разведки в администрации Трампа, предупреждал: «Не может быть никаких сомнений в том, что Россия считает свои прошлые попытки удачными и рассматривает американские промежуточные выборы 2018 года в качестве потенциальной мишени для российского вмешательства». «Откровенно говоря, — сообщил Коутс комитету Сената по разведке в начале этого года, — США находятся под ударом». И это не просто досужее замечание, а, скорее, призыв к действию. «Очевидно, что мы должны быть в состоянии опередить любые силы, замышляющие всякое вмешательство в наши выборы», — заявил сопредседатель прогрессивной фракции Конгресса Марк Покан (Mark Pocan), сенатор-демократ от Висконсина. «Наши выборы нуждаются в более твердой защите — и это касается в том числе бумажных бюллетеней для машин для голосования», — считает он. В отличие от других членов Конгресса, которые лишь делают громкие заявления о неприкосновенности выборов, у Покана есть план. Технически продвинутый законопроект, разработанный демократом из Висконсина вместе с коллегами по партии Китом Эллисоном (Keith Ellison) из Миннесоты и Хэнком Джонсоном (Hank Johnson) из Джорджии, затрагивает самую суть дела. Их законопроект о защите будущих американских выборов (SAFE) призван предотвратить любые киберугрозы путем засекречивания механизма выборов как части стратегической инфраструктуры. Представляя свой законопроект в прошлом году, Покан отметил, что США нуждаются в многостороннем подходе к проведению выборов: «Сделав выборы ведущим приоритетом в области национальной безопасности, мы сможем обеспечить постоянное совершенствование стандартов кибербезопасности и снабдить все машины для голосования бумажными бюллетенями. Демократы и республиканцы должны сойтись в том, что мы обязаны делать все, что в наших силах, лишь бы гарантировать суверенитет нашей страны и неприкосновенность наших выборов. На это и направлен этот законопроект». Разумеется, этот законопроект — отнюдь не окончательный ответ на вызовы, стоящие перед американской демократией, но хорошее начало. Поистине ужасает, что поддерживают его лишь два десятка конгрессменов, и все они — сплошь прогрессивные демократы. Отчего его не поддержали другие члены Палаты представителей — особенно лидеры республиканцев вроде того же Райана, раз он считает, что Россия «подрывает демократию»? Возможно, из-за того, что этот законопроект направлен не только против российских козней. Это ведь еще и попытка нейтрализовать их угрозы не допустить до выборов целые группы избирателей. Законопроект призван остановить необдуманную попытку закрыть комиссию по содействию выборам, предпринятую в прошлом году рядом ведущих республиканцев из комитета по вопросам президентской администрации Палаты представителей. Это федеральное ведомство помогает штатам совершенствовать избирательную систему и ее безопасность. Согласно законопроекту, ее полномочия продлеваются на десять лет. Кроме того, предполагается проведение случайных проверок отдельных округов, чтобы гарантировать отсутствие расхождений между бумажными бюллетенями и результатами электронного голосования. «Мало что столь же важно для целостности наших выборов. Мы должны охранять наш святейший институт от иностранного вмешательства и доморощенных хакеров, которые пытаются подорвать наш демократический процесс или оказать на него влияние, — считает Эллисон. — Законопроект сделает безопасность выборов делом государственной важности, создаст стандарты кибербезопасности для защиты избирательной системы и обеспечит ее прозрачность для избирателей. Американцы могут рассчитывать на то, что их голоса в безопасности и будут справедливо подсчитаны». Закон о защите выборов предполагает следующее: 1) Классифицировать безопасность и целостность наших выборов как неотъемлемую часть интересов национальной безопасности США и позволить Министерству национальной безопасности считать инфраструктуру выборов стратегической. Подразумеваются места хранения бюллетеней, избирательные участки, места составления баз данных избирателей, машины для голосования и другие системы, которые участвуют в избирательном процессе. Этот шаг поместит избирательную систему в одну категорию с другой стратегической инфраструктурой: энергосистемы, банковская система и другие коммунальные службы. 2) Утвердить финансирование, необходимое для повышения стандартов кибербезопасности систем голосования, включая программное обеспечение, используемое для управления такими системами, а также обеспечить безопасность их производства в сотрудничестве с Национальным институтом стандартов и технологий и Министерством национальной безопасности. Законопроект также обеспечит кибербезопасность всех баз данных избирателей. 3) Обязать Национальный институт стандартов и технологий выработать базовые требования по безопасности к частным компаниям, работающим в избирательной системе США. 4) Потребовать, чтобы все электронные машины для голосования имели соответствующие бумажные бюллетени. Комиссия по содействию выборам будет случайным образом проверять пять процентов округов в каждом штате, чтобы гарантировать отсутствие расхождений между бумажными бюллетенями и электронными бюллетенями. 5) Продлить срок действия Комиссии по содействию выборам сроком на 10 лет. Комиссия как ведомство наилучшим образом подготовлено для решения технических вопросов, связанных с избирательным процессом, включая пакеты с исправлениями для программного обеспечения, предназначенных для машин для голосования от частных поставщиков. Устранение этого важного агентства повысило бы уязвимость перед действиями хакеров. 6) Обязать Министерство национальной безопасности ежегодно проверять избирательные системы, начиная с 2018 года. Законопроект был опубликован более года назад. С той поры поводов у обеих партий для волнения об иностранном вмешательстве в наши выборы лишь прибавилось. Однако эти тревоги большей частью выражаются в напыщенной риторике, вместо действенных гарантий неприкосновенности наших выборов. Настало время действовать. Покан совершенно прав, говоря что «бездействие приведет лишь к новым вмешательствам». Джон Николс — корреспондент «Нейшн» (The Nation) по государственным делам. Он — автор книг «Всадники Трампокалипсиса: определитель опаснейших людей Америки» и «Народ, готовься: борьба против экономики без рабочих мест и демократии без граждан», написанной в соавторстве с Робертом МакЧезни (Robert McChesney).
*Экстремистские и террористические организации, запрещенные в Российской Федерации: «Свидетели Иеговы», Национал-Большевистская партия, «Правый сектор», «Украинская повстанческая армия» (УПА), «Исламское государство» (ИГ, ИГИЛ, ДАИШ), «Джабхат Фатх аш-Шам», «Джабхат ан-Нусра», «Аль-Каида», «УНА-УНСО», «Талибан», «Меджлис крымско-татарского народа», «Мизантропик Дивижн», «Братство» Корчинского, «Тризуб им. Степана Бандеры», «Организация украинских националистов» (ОУН).
Оставить комментарий