Вместо того, чтобы премьер-министр государства-оккупанта Биньямин Нетаньяху вновь отправился с визитом в Москву для встречи с президентом России Владимиром Путиным, последний решил направить на встречу с израильским политиком своего министра иностранных дел Сергея Лаврова и начальника Генштаба Валерия Герасимова. Это первый контакт между Россией и Израилем после саммита в Хельсинки, в котором приняли участие американский президент Дональд Трамп и президент России Владимир Путин. На саммите стороны подробно обсудили ситуацию в Сирии и достигли взаимопонимания по ряду пунктов, о чем по завершении встречи заявил президент Путин. Одним из них является возвращение к соглашению о разъединении сирийских и израильских войск от 1974 года, но в рамках выполнения резолюций 338 и 242 Совета Безопасности ООН, как прописано в соглашении о разъединении. Более того, в этих двух резолюциях есть пункт о необходимости вывода израильских войск с оккупированных Голан. Параллельно с этим вопрос о будущем иранского присутствия и присутствия «Хезболлы» в Сирии был рассмотрен в качестве решения суверенного сирийского государства и попытки воссоздать ситуацию на юге Сирии в ее северной части. Цель сторон состоит в том, чтобы облегчить продвижение сирийской армии до границы и вывод из Сирии иностранных войск, а именно американских и турецких сил. Все это предполагается осуществить в рамках политического решения, которое бы предполагало участие курдов и выполнение ряда их ключевых требований. Другая цель — завершение реализации проекта по разделу Сирии, после которого исчезнет необходимость в присутствии на севере страны американских и турецких сил. Казалось бы, благодаря американцам Израиль был доволен итогами хельсинкского саммита, однако, совершив нападение вблизи города Масьяф в пригородах Хамы (данная территория находится на большом расстоянии от районов, на которые распространяется действие соглашения о разъединении), он хотел сказать, что результаты российско-американских переговоров его не устраивают. В частности, Израиль стремится к тому, чтобы размежевание произошло в соответствии с его видением, а именно, не включало пункт, касающийся судьбы Голанских высот. С другой стороны, он хочет увязать этот вопрос с выводом иранских сил, в противном случае он продолжит осуществлять налеты на цели, которые называет объектами военного присутствия Ирана и «Хезболлы» в Сирии. В ответ на просьбу о встрече в ближайшем будущем, озвученную в ходе телефонного разговора Нетаньяху с Путиным последний принял решение отправить в Израиль Лаврова и Герасимова, чтобы те передали премьер-министру его послание, обсудили его и возможные варианты действий.
Москва считает, что соглашение о разъединении — результат сложившейся военно-политической ситуации и сопровождается российско-американскими гарантиями касательно ухода с Голанских высот, в обмен на который Сирия согласилась прекратить огонь в рамках процесса разъединения. Гарантии подразумевают, что стороны приостановят боевые действия, в том числе налёты военной авиации. Москва хочет получить от израильского правительства официальный ответ относительно того, насколько его понимание соглашения о разъединении соответствует российскому видению, которое она обсудила с американской стороной и которое лишено какой-либо двусмысленности. Готов ли Израиль работать в соответствии с этим соглашением и его содержанием в качестве шага к уходу с Голанских высот и взять на себя обязательство о прекращении любых военных действий, авианалетов и отказе от любых вторжений на территорию Сирии? В случае положительного ответа на этот вопрос, Россия готова убедить сирийский режим вернуться к соглашению о размежевании. Пока что сирийские власти не высказались на этот счёт. В этом случае, вероятно, появится возможность разработать график, определяющий этапы вывода Израилем своих сил с Голанских высот, который бы соответствовал графику вывода американских и турецких сил из Сирии в течение года. Тогда Москва будет считать, что сирийское государство как сторона, заинтересованная в решении вопроса об уходе Ирана и «Хезболлы» из Сирии, сможет оценить, по-прежнему ли ему нужны нужны союзники, которые пришли помочь ему восстановить свой суверенитет, а не лишить его этого суверенитета, что подтвердили высокопоставленные должностные лица в Иране и лидеры «Хезболлы». В случае, если израильский ответ будет отрицательным, и в реализации соглашения о разъединении Тель-Авив ограничится развертыванием сил наблюдателей от ООН на границах с Голанами и продолжит усилия по аннексии Голанских высот, оставив там свои войска, а также продолжит осуществлять вторжения на территорию Сирии, Россия не будет рассматривать это соглашение и обсуждать с сирийским правительством этот вопрос. Израиль в свою очередь столкнется с последствиями такого решения, что предполагает возможность эскалации боевых действий на границе с Сирией и не только, а также сохранение напряженности без перспектив улучшения ситуации. Израилю, возможно, потребуется больше времени, чтобы сформулировать своё окончательное решение, которое Нетаньяху озвучит в Москве в скором времени.
*Экстремистские и террористические организации, запрещенные в Российской Федерации: «Свидетели Иеговы», Национал-Большевистская партия, «Правый сектор», «Украинская повстанческая армия» (УПА), «Исламское государство» (ИГ, ИГИЛ, ДАИШ), «Джабхат Фатх аш-Шам», «Джабхат ан-Нусра», «Аль-Каида», «УНА-УНСО», «Талибан», «Меджлис крымско-татарского народа», «Мизантропик Дивижн», «Братство» Корчинского, «Тризуб им. Степана Бандеры», «Организация украинских националистов» (ОУН).
Оставить комментарий