Уже более четырех лет Украина находится в состоянии гибридной войны с Россией. Кажется, уже весь мир осознает этот печальный факт, осуждая российскую агрессию. На этом фоне в стороне находится Венгрия, которая сама взялась предпринимать враждебные шаги против Киева и целеустремленно вмешивается во внутренние дела Украины. Очевидно, стремясь разжиться украинскими землями, правительство Орбана взяло на себя роль пятой колонны РФ в Европе. Слаженная игра с Путиным может привести венгров к весьма плачевным последствиям.
Венгерский язык ультиматумов Осенью прошлого года в Украине был принят новый закон «Об образовании». В документе предусмотрены механизмы защиты украинского языка путем применения его в качестве основного в ходе школьного учебного процесса, в том числе, с распространением на национальные меньшинства. Положения закона предусматривают, что с 5 класса дети представителей нацменьшинств должны учиться на украинском, а родной язык изучать как отдельную дисциплину. Закон при этом совсем не исключает, что некоторые дисциплины смогут изучаться на языках стран ЕС. Хотя в полной мере новый закон заработает лишь в 2020 году вокруг документа поднялся просто вихрь эмоций, и стремление украинского парламента стать на защиту государственного языка привело к откровенно враждебной реакции ряда иностранных государств. В авангарде атаки на Киев оказались венгры, где при власти находится популистская партия «Фидес» правой ориентации во главе с премьер-министром Виктором Орбаном. Венгерский МИД заявил, что «Венгрия, находясь в Европейском союзе, будет блокировать и запрещать любые шаги, которые могли бы означать дальнейший прогресс в процессе европейской интеграции Украины в духе программы Восточного партнерства». Прозвучал тезис, что в венгерском правительстве твердо утверждают будто, Украина нарушила «много международных конвенций», без указания каких именно. Тем не менее Украина может забыть о европейском будущем. В тоже время, парламент страны единогласно принял резолюцию с претензиями к Украине. Но многие из обвинений в адрес к украинским депутатам, оказались далеки от реальности и базировались на перекрученных данных либо были и вовсе вымыслом. В решении венгерского парламента утверждается, что закон об образовании требует «закрыть» все школы, вузы и профтехнического заведения с венгерским языком обучения. Хотя в тексте закона нет ни единого намека на закрытие учебных заведений. Также депутаты Национального собрания Венгрии уверены, что учебный процесс на языках меньшинств становится невозможным, хотя в законе об образовании говорится о возможности преподавания нескольких предметов на иностранных языках, включая венгерский и румынский.
Хотя Украина, чтобы успокоить иностранных партнеров передала закон на экспертизу в Венецианскую комиссию, это не остановила маховик критики, раскрученный венгерской стороной. Орбан и его сторонники продолжили конструировать из Украины образ врага, чтобы на волне националистической риторики завоевать больше мандатов на Всеобщих выборах 8 апреля 2018 года. Но даже после оглашения их результатов венгерский политикум продолжил оказывать давление на Украину и блокировать важные для Украины внешнеполитические мероприятия. На первом заседании правительства после выборов был принят меморандум о защите прав закарпатских венгров. Документ был направлен на лидеров всех стран-членов НАТО и Генерального секретаря Альянса. В меморандуме правительство Венгрии предлагает членам НАТО учесть «проблемы национальных меньшинств в Украине, связанные с украинскими законами». По мнению венгерских чиновников, эти законы нарушают права меньшинств. Данный документ открыл новый фронт антиукраинской риторики правительства Орбана, связанный с блокированием теперь уже евроатлантических устремлений Украины. Наиболее активную роль тут сыграл глава МИД Венгрии Петер Сийярто, который с самого начала был на острие антиукраинского курса его страны. Он подчеркивал, что Венгрия не будет поддерживать сближение Украины с НАТО, пока Киев «не прекратит наступление на венгерское меньшинство». В частности, Будапешт начал кампанию по блокированию проведения Комиссии Украина-НАТО. Чтобы снять венгерское вето Украина должна выполнять ряд условий. В частности, из его уст прозвучали три условия:
- первое условие — переходный период относительно языка образования должен быть продлен до 2023 года, и за это время Украина должны договориться с меньшинством о том, какие именно изменения будут внедрены;
- второе условие — норма о языке обучения не должна распространяться на частные школы;
- третье условие — Украина должна начать консультации с представителями венгерского меньшинства.
Киев, осознавая, что Будапешт действует напролом со своими ультиматумами пошел на ряд уступок, в частности начались консультации с представителями венгерского меньшинства на Закарпатье. Ожидалось, что после этого венгры тоже пойдут на уступки, и все же на Брюссельском саммите НАТО состоится заседание совместной комиссии. Но это позже выяснилось, что никаких шагов на встречу Украине Венгрия делать не намерена. Наоборот, уже после завершения саммита министр иностранных дел Венгрии Сийярто обвинил Киев в том, что он «ничего не сделал» для изменения языкового положения закона об образовании. «Мы в этом серьезном конфликте, потому что Украина абсолютно ничего не сделала в отношении ожиданий и Венецианской комиссии, и Европейского Союза. Мы продолжаем с ними переговоры, но ничего не было сделано, имея почти восемь месяцев для того, чтобы привести закон об образовании в соответствие с международными ожиданиями», — заявил Сийярто. Он прямо пояснил, что именно из-за блокирования Венгрии и до саммита НАТО в Брюсселе, и на самой встрече не было проведено заседание комиссии Украина-НАТО. Сийярто маскирует сугубо венгерские устремления сузить применение украинского языка на Закарпатье под пожелания международного сообщества. В тоже время даже выводы Венецианской комиссии относятся к практике применения образовательного закона, и не указывают на то, что украинский парламент должен вносить в него какие-либо изменения. В чем же состоят причины столь яростного противодействия со стороны венгров реализации Украиной элементарного права на применение государственного языка в сфере образования?
Имперские амбиции венгерских неохортистов После Первой мировой войны произошел распад Австро-Венгерской империи в ходе, которого Венгрия по итогам договоренностей в Трианоне утратила 70% своей территории, и стала чувствовать себе ущемленной и униженной. 3 млн. венгров оказались за пределами границ урезанной страны. Подобно тому, как режим Гитлера в нацистской Германии предпринимал шаг за шагом для ликвидации положений Версальского соглашения, схожие меры осуществляло венгерское правительство регента Миклоша Хорти по пересмотру Трианонского соглашения. На протяжении всего периода между мировыми войнами венгерскими политическими элитами поддерживались и продвигались две основные концепции развития: интегральная — восстановление исторических границ, этническая — объединение всех мадьяр в составе Венгрии. «Трианонская травма» и неприятие «Версальской системы послевоенного урегулирования» во многом предопределили сближение Венгрии с осью Рим-Берлин. В итоге Будапешт стал проводить агрессивную политику по собиранию утраченных земель. Данная политика достигла своего апогея в 1938-1941 гг. За этот период венгры смогли захватить по условиям Первого Венского арбитража территорию украинского Закарпатья и Южную Словакию, по условиям Второго Венского арбитража к ним в руки отошла от Румынии Северная Трансильвания. А в 1941 году в ходе Югославской операции, в которой принимала участие 3-я Венгерская армия, Будапешт оккупировал Воеводину, а позднее аннексировал Баранью, Бачку, Медимурье и Прекмурье. Политику собирания венгерских земель называют хортизмом, и важно подчеркнуть, что каких-либо еще фундаментальных задач вроде завоевания жизненного пространства авторитарный режим регента Хорти перед собой не ставил. Политически он делал ставку на возрождение великой Венгрии, исторический реваншизм и исправление исторической несправедливости, нанесенной стране Трианонским договором. Крайне важно помнить, что эти цели достигались не только путем оружия, но и с применением мягкой силы. Этим целям была подчинена система образования: ежедневно учащиеся произносили клятву: «Я верю в Бога! Я верю в единую Родину! Я верю в вечную божественную истину! Я верю в возрождение Венгрии!» Сегодняшняя партия «Фидес» во главе с Орбаном в некотором роде повторяет историческую линию Хорти, и их можно окрестить неохортистами. Евроскептицизм, национал-капитализм, не очень явные, но отчетливые реваншистские замашки, попытки объединить венгерскую нацию, христианский популизм, Конституция 2011 года — все это попытки переосмыслить хортизм и вернуться к решению проблемы, без которой Венгрия не может полноценно существовать, а именно — к объединению этноса и восстановлению исторической справедливости, как ее видят венгры. Именно хортизм определяет венгерскую «правоконсервативную парадигму», поскольку он является, с точки зрения венгерской нации, единственным рациональным вариантом выхода из кризиса и восстановления исторической справедливости. Современные элиты Венгрии, подобно российским с их проектом «Русский мир», с помощью этнических венгров и провенгерских общественных организаций пытаются возродить свое региональное влияние времен Австро-Венгерской Империи, продвигая идеи создания венгерских автономий на территории других государств. Наиболее активную и агрессивную работу по формированию платформы для создания автономий, венгерское правительство проводит в Румынии и Украине. Официальные лица венгерского государства, такие как депутат Европарламента-представитель румынских венгров Ласло Текеш, посол Венгрии в Украине Эрно Кешкень или венгерский парламентарий Мартон Генгеши не единожды выступали с заявлениями о необходимости создания автономных образований этнических венгров. Автономистская политика Венгрии в «Секейском крае» Румынии, где проживает около 1 млн. этнических венгров и в Закарпатской области Украины регулярно является причиной дипломатических скандалов и политических шантажей на межгосударственном уровне. Используя государственный ресурс и венгерские общественные организации, основными целями Венгрии в Украине является получение фактического контроля над смежными территориями Закарпатской области, которые охватывают Береговский и Виноградовский районы, где проживает основная часть этнических венгров. Автономистская политика Венгрии по отношению к Украине осуществляется за двумя основными направлениями: «политика паспортов» и программа экономической поддержки этнических венгров за счет государственного бюджета и бюджета общественных организаций. На сегодняшний день «политика паспортов» в Украине обеспечила поддержку этнических венгров на парламентских выборах партии «Фидес», деятельность которой в последнее время сопровождается все более евроскептическими настроениями, а ее лидер, действующий премьер-министр страны В.Орбан, отстаивает позицию введения Украиной двойного гражданства для венгров и считает, что единственным сдерживающим фактором форсирования политики получения автономии на территории Закарпатской области является российская агрессия против Украины. Экономическая поддержка этнических венгров на территории Украины включает в себя предоставление беспроцентных кредитов на развитее малого бизнеса (формально программа рассчитана на всех жителей Закарпатской области, но собеседование проводится исключительно на венгерском языке, что носит дискриминационный характер), поддержка семейных предприятий, содействие в изготовлении кадастровой документации на земельные участки. Современные неохортисты повторяют также образовательный опыт их предшественника. К примеру, на территории Закарпатской области создается автономная система образования, которую смело можно считать альтернативной украинской. Это происходит путем финансирования образовательных и культурных центров Закарпатской области, а также предоставления безвозвратной финансовой помощи из государственного бюджета и бюджета таких общественных организаций как «Эган Эде», против которой в Украине возбуждено дело за сепаратизм. Венгерское правительство, а также общественные организации «Эган Эде» и «Фонд имени Габора Бетлена», путем выделения сотен миллионов форинтов на поддержку таких образовательных учреждений как Закарпатское венгерское педагогическое общество, Мукачевский лицей имени св. Иштвана, Закарпатский венгерский институт имени Ракоци, а также научно-исследовательские институты в его составе, автоматически вводит этнических венгров в культурное, образовательное и научное поле Венгрии. Если Будапешт достигнет своей цели и в украинский закон об образовании будут внесены желаемые для венгров правки, уже в ближайшем будущем Закарпатье будет полностью мадьяризировано и утратит языковые и культурные связи с материнской частью Украины. Подобный подход хорошо укладывается в российские планы по расчленению украинских земель.
Орбан в роли путинского полезного идиота Отношения между Путиным и венгерским премьером Орбаном прошли определенную эволюцию: от ярого критика до полезного идиота. Орбан долгий период времени с 1988 по 2009 года был одним из наиболее антироссийских политиков в Центральной Европе. Именно он в 1989 году говорил о «российской», а не «советской» империи, и требовал вывода «российских» войск из Венгрии. В мировоззрении Орбана и его поколения важную роль играла память о подавлении венгерского восстания 1956 года во главе с Имре Надем и последовавших за этим репрессиях, и о том, что после Второй мировой войны десятки тысяч венгров были отправлены в советский ГУЛАГ, и даже о событиях 1849 года, когда царские войска помогли Габсбургами подавить восставших в ходе войны за независимость Венгрии.
Президент РФ Владимир Путин и премьер-министр Венгрии Виктор Орбан во время совместной пресс-конференции по итогам встречи в Будапеште. 2 февраля 2017 года Когда Орбан был избран на пост премьер-министра в 1998 году, он, в отличие от своих предшественников, избегал ездить в Москву и усилил свою антироссийскую риторику. Одновременно с этим в России начался экономический кризис, что сильно ударило по венгерским компаниям, экспортировавшим свою продукцию в Россию. В то время как критики обвиняли его в том, что он «сдал российский рынок», он боролся против попыток Газпрома купить контрольные пакеты акций в венгерских химических компаниях. Во время войны в Косово, Венгрия, член НАТО, в течение месяца не пропускала через свою территорию российский поезд с гуманитарной помощью для Сербии, заявляя, что на часть груза поезда было наложено международное эмбарго. В общем Орбан был очень ярым артипутинцем. Все резко поменялось в 2009 году, когда Орбан увидел в российском авторитарном режиме политическую модель, которая отвечала его чаяниям. Ему очень пришлась по душе российская нелиберальная демократия, и постоянное ограничение демократических свобод, вплоть до того, что Орбан взял курс «открытия на Восток». Российские фирмы без тендера получили подряды на 10 млрд. контракт по модернизации и расширению АЭС «Пакш». Также Орбан получил от России дешевый источник энергии виде поставок газа. Российская агрессия против Украины только усилила отношения между Путиным и Орбаном. В частности, после того, как в марте 2014 года российский парламентарий Владимир Жириновский предложил Будапешту принять участие в разделе Украины, и вернуть себе Закарпатье. В данном контексте не стоит забывать, что сотрудничество «Фидес» с Россией носит тот же реваншистско-политический характер, что и давнее осторожное сотрудничество Хорти с гитлеровской Германией. Пытаясь не вмешиваться в серьезные процессы и не прослыть «верным стопроцентным союзником», венгерские политики стремятся максимизировать бонусы, которые получаются от такого сотрудничества. Венгры преследуют сугубо венгерские интересы, и в данный момент они видят в России того «стратегического партнера», который может за весьма незначительные уступки с венгерской стороны, «восстановить историческую справедливость» и помочь венграм воссоединиться или даже вернуть какие-то земли. За подобную политику и близость к Путину американский сенатор Джон Маккейн, назвал Орбана «неофашистским диктатором», но по масштабу он явно не дотягивает до Миклоша Хорти или Ференца Салаши, и его скорее можно назвать полезным идиотом. Конечно, Кремль и Путин поощряют венгерскую экспансию на Закарпатье не просто так. Они уже не раз использовали Будапешт для оказания давления на Киев. В 2015 году после визита президента России Путина в Венгрию премьер-министр Виктор Орбан заявил, что официальный Будапешт отказался перепродавать российский газ Украине. Он заявил, что не будет поддерживать план Европейского союза по интеграции энергетической политики после того, как Будапешт достиг соглашения по поставкам газа с президентом РФ. Владимир Путин пообещал Венгрии более гибкий контракт с Газпромом. Поражает тот факт, что Орбан делает умиротворяющие заявления о конфликте на Донбассе. Избегая упоминания санкций, он заявил, что «наша до сих пор замечательная внешнеполитическая стратегия натолкнулась на препятствие в виде российско-украинского конфликта, если это можно так назвать, так как не ясно, кто сражается с кем». Режим Путина использует Орбана с целью снятия международных санкций, что стало очевидно еще в 2017 году, когда в феврале 2017 года в Будапеште Путин стремился заручится венгерской поддержкой чтобы пробить санкционную стену. В июле текущего года уже Орбан, находясь в Москва констатировал: «Что касается двусторонних отношений, мы тоже считаем, что они развиваются прекрасно, я благодарю вас за то, что вы это отметили, господин президент. Прямо скажем, если бы сейчас не было санкций, которые вредят нам, то мы могли бы еще с большим опережением двигаться вперед. Естественно эти меры наносят ущерб, мы теряем возможности. Хотел бы заверить вас, господин президент, что мы за нормализацию отношений между Россией и западным миром». Риторика Орбана крайне сильно подрывает международный правопорядок, ведь он призывает к соглашательству с агрессором в обмен экономические подачки. Вот так запросто венгерское правительство хочет снять украинский вопрос с повестки дня, как незначимый, и видимо подумывает стать участником нового «Мюнхенского сговора» объектом которого была бы украинская территория. Но Орбану и иже с ним не стоит забывать, чем закончилось для Будапешта участие в разделе Чехословакии в 1938 году. Потерпев поражение в войне Венгрия не только утратила все свои территориальный приобретения, но и ее суверенитет был раздавлен советскими танками. Сейчас, играя под Путина и подрывая безопасность НАТО и Украины, Будапешт может снова повторить печальную участь, и никто не придет ему на помощь. Цена данной ошибки может быть фатальной, но в чем-то справедливой: ведь попустительство агрессии не меньшее зло, чем сама агрессия. Секция «Дельта» группы «Информационное сопротивление».
*Экстремистские и террористические организации, запрещенные в Российской Федерации: «Свидетели Иеговы», Национал-Большевистская партия, «Правый сектор», «Украинская повстанческая армия» (УПА), «Исламское государство» (ИГ, ИГИЛ, ДАИШ), «Джабхат Фатх аш-Шам», «Джабхат ан-Нусра», «Аль-Каида», «УНА-УНСО», «Талибан», «Меджлис крымско-татарского народа», «Мизантропик Дивижн», «Братство» Корчинского, «Тризуб им. Степана Бандеры», «Организация украинских националистов» (ОУН).
Оставить комментарий