МОСКВА, 15 июн — РИА Новости, Виктор Званцев. На днях вступил в силу приговор Алтайского краевого суда в отношении вора в законе Мамуки Чкадуа по кличке Мамука Гальский. Он стал первым осужденным по статье "Организация преступного сообщества лицом, занимающим высшее положение в преступной иерархии". О том, чем занималась группировка Гальского и как бандиты пытались помешать расследованию, — в материале РИА Новости.
В июне 2013-го в центре Барнаула восемь неизвестных с обрезами охотничьих ружей и травматическими пистолетами напали на автомобиль местного криминального авторитета Ахмеда Габибова по кличке Айдар. Габибов чудом выжил в перестрелке, однако погиб его водитель Жабоев. Громкое убийство поставило на ноги все силовые структуры города. Через пару дней в полицию пришел представитель конкурирующей преступной группировки и написал явку с повинной, указав, что действовал в целях самообороны.
Бандиты назначали "таксу", а также время и место передачи денег. Собранные средства уходили на нужды сообщества и в так называемый общак. Если кто-то из коммерсантов не хотел платить или вмешивались представители других группировок, то к решению вопроса подключали "торпед". Те пускали в дело кулаки, ножи, бейсбольные биты и огнестрельное оружие. Нескольких криминальных авторитетов и непокорных коммерсантов расстреляли из травматики и избили арматурой. Нередко разборки происходили на глазах у горожан и перерастали в массовые погромы.
Следователи отмечают, что Мамука Гальский умело обрабатывал участников сообщества психологически, прививая им блатную романтику. "Были случаи, когда Хатамов включал телефон на громкую связь, и Чкадуа из Москвы лично общался с подчиненными, называл их братьями и объяснял, что от них требовалось. После такой промывки мозгов убедить кого-то дать показания на вора в законе было крайне непросто. Приходилось рассказывать, что кроме блатной есть и другая жизнь — нормальная. На сделку со следствием пошли всего несколько человек. Их допрашивали в строгой секретности, ведь в криминальной среде сдавших вора в законе запросто могут убить, — вспоминает следователь СК. — Еще сложнее было разговорить потерпевших — многие члены ОПС оставались на свободе и оказывали следствию серьезное сопротивление. Я сам один раз серьезно перепугался, когда свидетелю, давшему показания, разбили машину. Ведь мы тогда не смогли его защитить".
Приговор Мамуке Гальскому, вынесенный по статье "Организация преступного сообщества лицом, занимающим высшее положение в преступной иерархии", — первый в России. Аналогичная статья сначала фигурировала в уголовном деле другого преступного авторитета — Шакро Молодого, однако в итоге следствие ограничилось обвинением в вымогательстве.