С 1 июня в России стартовал один из масштабных этапов судебной реформы - введение суда присяжных на районном уровне.
Отныне уголовные дела будут рассматривать не только суды субъектов Федерации, но и городские и даже гарнизонные суды. А это значит, что запятую во фразе «казнить нельзя помиловать» чаще будут ставить с учетом мнения рядовых граждан.
Сто лет назад в России судом присяжных рассматривалось до 50 тысяч дел в год по 400 составам преступлений. При социализме и в постсоветский период доминировала исполнительная власть, которой суд присяжных мешал решать вопросы единоличным порядком.
В 1993 году ветер перемен долетел и до жюри присяжных - их снова вернули в систему. В современной России с участием присяжных заседателей в год в среднем рассматривается не более 300 уголовных дел по 19 видам преступлений.
- Профессиональный суд в среднем выносит обвинительные приговоры в 99,2% случаев. Это значит, что оправдательных приговоров меньше процента, - говорит президент Федеральной палаты адвокатов, доктор юридических наук, профессор Юрий Пилипенко. - Предполагается, что 10-15% обвиняемых осуждаются необоснованно: они либо не совершали преступления, либо их вина юридически не доказана. Вся юридическая наука существует прежде всего для этих 15%, ведь задача всего механизма судопроизводства - не отправить за решетку невиновного. По статистике, присяжные выносят оправдательные приговоры в 20 раз чаще, чем профессиональный суд.
Причем, как уверяют некоторые юристы, наказания выносят порой не потому, что человек совершил какое-то страшное преступление вселенского масштаба, а лишь потому, что на судью кто-то надавил, а назначенный адвокат «по старой дружбе», не глядя, подмахнул документы следователя, с которым они, к примеру, когда-то вместе трудились в полиции. Официально этого никто никогда не признает, ведь наши суды независимы. Но мы-то знаем...
- Если бы все уголовные дела, в том числе и кража, рассматривались судом присяжных, а не профессиональным судом, количество справедливо вынесенных судебных решений было бы значительно выше, - уверен адвокат Владимир Постанюк.
Повсеместное введение суда присяжных отныне может развалить вертикальную систему, в которой судья - прокурор - адвокат работали как единая юридическая корпорация. Теперь судьбу подсудимого, сидящего на скамье даже районного суда, смогут решать несколько рядовых граждан. Как они оценят работу обвинителей и защитников - большой вопрос, ведь суть их работы заключается в том, чтобы принимать решение по совести, а не как того требует холодная буква закона.
Тонкие грани суда общественной совести, в общем-то, и заключаются в том, что призваны показать: закон и справедливость - не всегда одно и то же. Понятно, что на каждый суд присяжных приглашать не будут. По закону они могут участвовать в рассмотрении уголовных дел только по преступлениям против жизни, здоровья и личности.
Итак, с 1 июня этого года при областных (краевых) судах дела будет рассматривать коллегия из восьми присяжных, а при городских и районных - из шести. Не 12, конечно, но все же лучше, чем ничего: одно дело, убедить одного судью в виновности подсудимого, и совсем другое - восемь или шесть заседателей «с улицы».
Несмотря на то, что присяжные не имеют профильного образования, суды с ними признаны самыми справедливыми во всех мировых юрисдикциях. Тем не менее ряд экспертов считает, что в России картина с оправдательными приговорами даже после 1 июня кардинально не изменится. Ведь наш народ исторически настроен скорее на карательную функцию, исходя из навязанных постулатов «вор должен сидеть в тюрьме» и «просто так не сажают», нежели на оправдательную. И все же в случае с российской юрисдикцией именно жюри присяжных дает хоть какой-то (если не единственный) шанс судить человека по принципу недопустимости осуждения невиновного.
Да, наше общество по-прежнему относится к такому институту настороженно. Понадобится еще не одно десятилетие, чтобы в стране сформировалась определенная культура и изменилось отношение к решениям, принимаемым жюри присяжных, и каждый мог безбоязненно доверить свою судьбу «суду общественной совести». Существенное расширение сферы действия суда присяжных, начавшееся этим летом, все же положительно повлияет на российскую судебную систему, заставив обвинение и следствие быть более аргументированными, убедительными и честными.