МОСКВА, 7 июн. Прямая линия с президентом России Владимиром Путиным стала новым форматом координации федеральных и региональных властей, помогла выявить системные проблемы в разных частях страны, но при этом не повлечет за собой отставок губернаторов и глав субъектов, считают опрошенные РИА Новости эксперты.
В этом году прямая линия с президентом России продолжалась 4 часа 20 минут. Всего поступило более 2 миллионов обращений, глава государства ответил на 73 вопроса.
В ходе прямой линии президент имел возможность напрямую пообщаться не только с населением России, но и с членами правительства, и с главами регионов, поэтому данное мероприятие практически стало новым форматом управления страной, заявил гендиректор Центра политической информации Алексей Мухин.
"Такое селекторное совещание с участием населения страны – это действительно новелла. Это впечатляет. Прямая линия, как любой проект, переживала и беспрецедентное внимание со стороны населения, и потерю этого внимания, но, в конце концов, получилось, что прямая линия стала инструментом прямого решения целого ряда проблем и конфликтов, которые население страны с большим удовольствием доводит до президента. Это уже не национальный вид спорта, это уже одна из форм управления страной", — заметил эксперт.
Он уточнил, что произошла "профессионализация этого процесса", фактор спонтанности, по его мнению, практически не присутствовал. Как плюс политолог выделил то, что верховная власть в лице президента благодаря прямой линии имеет прямой выход на нужды простых граждан и может "свести лицом к лицу" правительство и население страны. Однако в силу этого губернаторы, на связь с которыми выходил глава государства, стали уязвимыми, пояснил Мухин.
"Теперь им (региональным властям) не спрятаться. Их вытаскивают на лобное место и задают вопрос напрямую. Показательным был пример с губернатором Владимирской области, когда главу региона уличили в неточности тех сведений, о которых она говорила. Подобного рода вещи, конечно, недопустимы", — подчеркнул эксперт.
Новаторство в виде прямой связи с губернаторами отметил и член экспертного совета Института социально-экономических и политических исследований Алексей Зудин. Он обратил внимание на эти два контура общения президента — с населением с одной стороны и с местными властями с другой. При этом второй контур был также публичным, добавил политолог.
"Мне кажется, подключив к прямому общению публично и визуально губернаторов, Путин тем самым отвечает на вопрос о том, что, на самом деле, на политическом олимпе, как он только что сказал в ходе прямой линии, он не один, и вопрос об одиночестве российского президента на политическом олимпе — некорректный вопрос", — заявил Зудин.
Президент Центра стратегических коммуникаций Дмитрий Абзалов считает, что включить в прямую линию элемент ответственности региональных властей было правильным решением. По его словам, раньше губернаторы имели несколько дней в запасе после прямой линии, чтобы ответить перед государством за поступившие к президенту жалобы.
"Сейчас же возможность отчитаться и как-то зафиксировать ответственность есть непосредственно в тот же день. Такой формат достаточно интересен… Плюс ко всему, это еще возможность все-таки запитать федеральный и региональный контуры, которые иногда работают разнонаправленно", — сказал Абзалов.
Он пояснил, что "кадровые выводы" будут сделаны президентом, но необходимости публично наказывать "нерадивых чиновников" у Путина, по мнению эксперта, сейчас нет. Он считает, что президент чувствует себя достаточно уверенно на политической арене и без этого показательного фактора.
Аналогичного мнения придерживается и Абзалов, который заявил, что обновленная схема прямой линии не предполагает "разнос губернаторов". Политолог обратил внимание на то, что сам формат не был к этому подготовлен.
"Формат этого не предполагал, то есть достаточно умеренная была позиция, там было множество возможностей давить на губернаторов, но этот сценарий не был предложен. Потому что изначально вопросы как-то с ними согласовывались – у них же была информационная позиция по тому или иному вопросу", — сказал эксперт.
В качестве подтверждения он также привел ситуацию с обращением граждан из Владимирской области, где во время эфира жители региона перед президентом попытались уличить местного главу во лжи.
"Во время эфира прозвучало, что губернатор врет – президент же на этом внимание не сконцентрировал, не прокомментировал", — отметил Абзалов.
С жалобой на закрытие больницы в городе Струнино Владимирской области к президенту обратилась инициативная группа местных жителей, которые борются за ее сохранение. Они рассказали, что после присоединения струнинской больницы к районной в городе Александрове стали одно за другим закрываться отделения. Главной проблемой они назвали закрытие детского отделения: мамам с детьми приходится добираться до Александрова на электричке и потом простаивать часами в очередях.
Губернатор региона Светлана Орлова также в ходе прямой линии опровергла закрытие отделений. Она сообщила о выделении из областного бюджета 68 миллионов рублей на ремонт струнинской больницы.