Как и следовало ожидать, 13 января 2022 года третий тур переговоров России с Организацией по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ) в Вене по гарантиям безопасности и стратегической стабильности, предложенным Москвой, закончился безрезультатно.
И экспертный мир начал прогнозировано погружаться в состояние пугающего когнитивного диссонанса. Так называемой биполярочки, когда одинаково пугают противоречащие друг другу новости или сообщения.
Посудите сами. С одной стороны, постоянный представитель США при ОБСЕ Майкл Карпентер заявил, что Европа должна подготовиться к возможной эскалации в регионе. Потому что, по его словам, «сейчас мы сталкиваемся с кризисом европейской безопасности, барабанный бой войны звучит громко, а риторика ужесточилась». И его поддержал глава МИД председательствующей в ОБСЕ Польши Збигнев Рау: «Кажется, что риск войны в зоне ответственности ОБСЕ сейчас выше, чем когда-либо за последние 30 лет». Потому что по его словам, за последние несколько недель Европа столкнулась с военной эскалацией в Восточной Европе, указав на напряженность на Украине, конфликты в Грузии, Армении, Молдавии и Казахстане.
С другой -- параллельно тот же Карпентер сообщил всем, что США предпочитают «путь диалога и деэскалации». И советник президента США по национальной безопасности Джейк Салливан, оценивая главное пугало последних недель -- военное вторжение России в Украину, сообщил: «Разведывательное сообщество не давало оценок, что русские действительно решили выбрать военный курс действий на Украине».
Не все понятно и с американскими санкциями. США уверены, что нужно вводить санкции против России за «вторжение в Украину». И демократы обнародовали обещанный ранее законопроект о санкциях против России, среди которых значатся и санкции против президента России Владимира Путина. Среди этих санкций -- запрет на въезд в США и заморозка американских активов не только Путина, но и высшего руководства России: премьер-министра Михаила Мишустина, главы МИД Сергея Лаврова и министра обороны Сергея Шойгу, против «командующих различных ветвей вооруженных сил, включая военно-воздушных сил и военно-морского флота» и других лиц, которых Белый дом сочтет причастными к «агрессии против Украины».
Не говоря уже о финансовых санкциях -- документ обязывает президента США наложить ограничения по меньшей мере на три банка и финансовых института из перечисленных: «Сбербанк», «ВТБ», «Газпромбанк», «Московский кредитный банк», «Альфа-банк», банк «Открытие», «ПСБ», «Совкомбанк», «Транскапиталбанк», Российский фонд прямых инвестиций (РФПИ) и «ВЭБ». Предусмотрены рестрикции на средства обмена сообщениями по «SWIFT», на оказание услуг банкам под санкциями и на операции с первичным и вторичным госдолгом России. И Евросоюз, как известно, еще на полгода продлил экономические санкции против России.
Но в то же время Сенат США отклонил законопроект о санкциях против газопровода «Северный поток-2» («СП-2»), предложенный республиканцем Тедом Крузом. Он планировал, что его поправка попадет в оборонный бюджет страны на 2022 год, но в принятый вариант закона этот пункт не вошел. Чтобы, значит, одинаково не пугать и не раздражать союзника – Германию и «врага» -- Россию, не давая им даже теоретически слиться в антиамериканском экстазе на фоне угрожающего и разорительного для европейской (и немецкой тоже) экономики энергетического кризиса. Белый дом также не поддержал проект из-за опасений, что он «подорвет единство европейских союзников».
В России же уже даже трудно найти высокопоставленного руководителя, который не говорил бы, что никаких планов напасть на Украину нет и быть не может. Но Москва параллельно обещает жестко отвечать на все недружественные шаги Запада по отношению к себе. Например, уже говорят, что так называемые «санкции против Путина» могут привести к полному разрыву отношений с США. И тогда схлопнется любая возможность для любого же дипломатического диалога по урегулированию противоречий.
Кроме того, глава российской делегации на переговорах с НАТО в Брюсселе, замминистра иностранных дел России Александр Грушко уже пообещал, что на любой сдерживание России она ответит контрсдерживанием, на устрашение -- контрустрашением и на угрозу – контругрозой. Так и сказал: «Россия обозначила: у нас есть набор законных военно-технических мер, которые мы будем применять, если мы будем ощущать реальные угрозы безопасности. А мы уже ощущаем - если нашу территорию рассматривают как объект для нацеливания ударных средств, конечно, согласиться (на это) не можем. …Будем предпринимать все необходимые меры, чтобы угрозы парировать военными средствами, если не получится политическими.
Запад сейчас гадает, чем же может ответить Россия. Разлет предположений – самый широкий: разорвать дипотношения; окончательно уйти с переговоров о стратегической стабильности до отрезвления Запада, признать самопровозглашенные республики Донбасса и, заключив с ними договора, как с Южной Осетией и Абхазией, разместить там свои войска; демонстративно испытать новые виды вооружения и разместить их, например, на Кубе или в Латинской Америке; объявить, что Россия развязывает руки для любых шагов по обеспечению своей безопасности в зоне своего влияния и на «красных линиях» вблизи границ с НАТО (в той же Прибалтике).
Однако замминистра Грушко после переговоров с НАТО подчеркнул: Россия неоднократно говорила о том, что «до этого доводить нельзя, надо двигаться вперед по тем направлениям, которые мы обозначили и прямо изложили в наших предложениях». То есть в двух документах, которые Россия предложила США и НАТО 17 декабря прошлого года, но, как видим, получила резкий отрицательный отказ.
Точно такое же отношение и к Украине. Демократы Сената США в отдельном законопроекте о помощи Украине предлагают предоставить Киеву 500 млн. долл. экстренной помощи, а также передать им вооружение, которое осталось после Афганистана. Но председатель ОБСЕ поляк Рау собирается ехать туда и даже лично посетить воюющий Донбасс, чтобы лично убедиться в наличии российской военной угрозы. Он, похоже, интуитивно чует, что если начнется военная заваруха, то Польша огребет одной из первых, а ему этого не хочется.
Ничего не проясняет и одинаковое требование Москвы и Вашингтона к Киеву выполнить «Минские соглашения-2» от 12 февраля 2015 года, в просторечье -- «Минск-2». Оно одновременно и объединяет, и разъединяет США и Россию. Потому что страны исходят из прямо противоположных обоснований и причин. Например, И Россия, и США хотят видеть Украину единой. Но Москва видит объединенную Украину, восстановившую свою территориальную целостность в Донбассе, своей зоной интересов, а также если и не дружественной, то хотя бы, как минимум, нейтральной, внеблоковой, не русофобской и не выполняющей задачи по «сдерживанию России».
Вашингтон в идеале видит такую же единую Украину если и не полноценным членом НАТО, то хотя бы максимально на Альянс ориентированной и от него зависимой. Чтобы в обоих случаях можно было западные ракеты разместить максимально близко к российским границам и максимально сократить их подлетное время к Москве, о недопустимости чего и говорит все время президент Путин.
К тому же, Россия – за безусловное выполнение «Минска-2», потому что он дает ей возможность переформатировать Украину в нужный Москве формат. США и НАТО, а также их как бы союзнику -- нынешнему киевскому режиму Зеленского «Минск-2» не подходит, ибо крайне вреден. Потому что может вырвать из-под прозападного влияния и всю Украину, и ее народ. И потому Вашингтон, Брюссель и Киев на словах говорят о приверженности «Минску-2». А на самом деле не хотят его выполнять, а рассматривают его лишь, как повод обвинять Россию в «агрессивности» и невыполнении своих обязательств, а значит, использовать его, как средство удержания международных санкций против России же.
Однако есть и другая сторона проблемы: если выполнить «Минск-2», то прекратится вооруженная гражданская война в Донбассе, а значит, деэскалация наступит естественным путем. США и НАТО не будут напичкивать Украину своим оружием, а России уйдет из-за спины ЛДНР и их ополченских корпусов, которые всем необходимым для войны снабжает российский «военторг». И это даст России и США необходимую передышку в противостоянии, которое ка бы зашло в тупик после переговоров о стратстабильности 9-13 января сего года.
И постепенно вырисовывается геополитический расклад на ближайшие недели (месяцы, годы). США постараются, как и сейчас, работать на два фронта – против Росси и Китая, чтобы не допустить сближения Москвы и Пекина. В Европе и в Азии. Смысл этой «работы» прост. Раз нельзя доводить ситуацию до войны, а дипломатическим путем пока решить проблемы не удается, то, демилитаризируя Украину, США, НАТО и Россия могут превратить ее в буферную зону между противоборствующими лагерями в Европе. При этом США всегда будут иметь в виду и рассчитывать на Украину, как на таран, направленный как в геополитическое подбрюшие России, так и в Европу, мешая их сближению и сотрудничеству.
Поэтому наивно думать, что США оставят Украину в покое. Без принуждения ее к миру Россией по грузинскому образцу. Но такое развитие событий Россия пока отвергает, а Украина делает все, чтобы не спровоцировать Россию, даже несмотря на завуалированные пожелания Вашингтона держать Россию в тонусе.
Тем более, что, по информации «Интерфакса», украинские «ястребы войны» предупреждают США о потере престижа в Украине и просят их не бросать. Украинский военный эксперт, полковник запаса Олег Жданов в колонке для интернет-ресурса «Главред» так и написал: «Штаты не могут уступить Украину России и проиграть ее. …Если Штаты проиграют Украину, они предстанут никем, а Россия будет вытирать об них ноги, тыкать пальцем и смеяться».
И точно такую же ситуацию Запад, похоже, хотел замутить и в Казахстане – превратить его в очень похожий на украинский источник напряженности на 7 598 километрах казахстанско-российской границы. Но пока не получилось, и Казахстану тоже уготована роль либо связующего звена между Россией и Китаем, если миссия миротворцев ОДКБ окончательно успокоила Казахстан и излечила его элиты от пресловутой многовекторности. Либо буфера между ними или обоюдоострого тарана против России, если Западу удастся каким-то образом сорвать сближение межу Москвой, Нур-Султаном и Пекином.
Но даже если Казахстан войдет окончательно в орбиту России, то у США против Китая все равно в Азии сохраняется еще один таран, который очень похож на нынешнюю Украину. Это Тайвань, на операцию по принуждению к миру которого пока не решается Китай.
Так что все только начинается. Точнее – все продолжается. И всем нужно быть готовым к самым неожиданным сюрпризам.
14 января 2022 г. Москва. Владимир Скачко