Эти два события 26 января 2022 года не просто случились практически параллельно, но и действительно тесно взаимосвязаны между собой. В этот день США через своего посла в Москве Джона Салливана и НАТО через посла России в Брюсселе передали в Москву свои ответы на российские предложения по стратстабильности и обеспечению своей безопасности.
А параллельно в Париже состоялись 8-часовые переговоры советников глав государств-участников так называемого «нормандского формата» по переговорам о мире в Донбассе по «Минских соглашениям-2» («Минску-2»).
Вывод из всего этого можно сделать пока что один: США (и НАТО вслед за ними, разумеется) взяли-таки курс на забалтывание российских предложений в бесконечных переговорах, что они сами назвали «дипломатическим путем». Госсекретарь США Энтони Блинкен именно это назвал причиной того, что США не хотят публиковать свой ответ – чтобы не помешать работать дипломатии. «Мы не опубликуем документ, потому что считаем, что дипломатия имеет большие шансы на успех, если мы оставим место для конфиденциальных переговоров. Мы надеемся и ожидаем, что Россия разделяет наши взгляды и отнесется к нашим предложениям серьезно», -- сказал он.
В России же самую резкую оценку высказал первый зампред комитета Совета Федерации по международным делам Владимир Джабаров: «Откровенно говоря, они идут на прямую конфронтацию. Их ответ нас удовлетворить не может, они собрали все в кучу -- свои фантазии, претензии. Мы не примем такой ответ».
Более умеренный вице-спикер Совфеда Константин Косачев на переговоры согласен: «Есть темы для разговоров с США. НАТО с их ответом, копирующим ответ США, не актуальна. Украина, неоднократно помянутая, тем не менее курит в сторонке: не релевантна». Зампредседателя комитета Госдумы по делам СНГ Казбек Тайсаев заявил, что этого забалтывания от США он и ждал: «Все, что просили в предложениях о гарантиях безопасности, в свое время Запад давал на это гарантии, обещания. И ничего не выполнил. Поэтому, думаю, в этом ничего нового с вами не увидим и не услышим».
Но все они сошлись в одном – что делать, решать тому российскому руководству, кто за это и отвечает по Конституции. То есть президенту Владимиру Путину. С этим согласен и глава МИД России Сергей Лавров. По его словам, после получения из письменного ответа США МИД и другие ведомства подготовят президенту Путину свои предложения о дальнейших шагах. И буду зависеть они – и предложения, и рекомендации, и шаги -- от содержания американско-натовского ответа.
А понятно пока только одно. У России к США и НАТО было три главных требования: не расширять Альянс в Украину, вернуть военную инфраструктуру НАТО на уровень 1997 года и не военно не осваивать территории у границ Росси, размещая так ударные ракетные комплексы с минимальным подлетным временем ракет к Москве.
Из всей словесной завесы, которую повесили над процессом в основном американцы и натовцы, уже понятно, что безусловно выполнять США и НАТО готовы лишь третий пункт – о неразмещении ракетных комплексов. Это то, о чем ранее говорили источники в Белом доме: в ответе США на российские предложения будут изложены области, в которых Вашингтон согласен сотрудничать с Москвой. А именно -- в контроле над стратегическими наступательными вооружениями, в прозрачности в отношениях вооруженных сил между государствами, в снижении рисков эскалации через создание каналов связи между военными ведомствами и вопросах размещения ракетных систем большой дальности.
Первые два вопроса – нерасширение НАТО на Украину и сокращение натовской инфраструктуры – получили отрицательный ответ. Вашингтон и Брюссель однозначно выступили за сохранение принципа открытых дверей в НАТО: кто хочет, тот и может вступить. Насчет же инфраструктуры вообще получен красноречивый ответ: и США и еврочлены НАТО не только продолжают напичкивать Украину оружием, но и говорят о переброске дополнительных войск в восточным границам Европы – в Польшу, Болгарию, Венгрию, Румынию, не говоря уже о странах Прибалтики.
Компромиссным же решением, по мнению США, мог и при согласии России может стать лишь перевод указанных переговоров о стратстабильности в так называемый украинский формат. Когда вопросы стратегической стабильности и новой архитектуры евробезопасности и безопасности России сведутся к установлению мира в Украине по «Минску-2», что однозначно выгодно России, ибо может превратить Украину если и не в лояльное к ней государство, то уж точно нейтральное и внеблоковое. А подкрепить это США и НАТО могут даже мораторием на вступление Украины в Альянс. Под видом того, что она не готова к такому шагу, ибо не соответствует критериям даже для получения ПДЧ – плана действий по членству. Слова об этом – это аванс-завлекалочка для России.
А чтобы Россия была посговорчивее, коллективный Запада начал действовать двумя путями. Одной рукой начал толкать Украину на войну с Россией, организовав и распиарив всю эту психозно-истерическую кампанию о «российском вторжении». Другой – решил заставить киевские власти если и не выполнить, то хотя бы правдоподобно имитировать выполнение «Минска-2». Для чего и решили реанимировать «нормандский формат».
Россия согласилась на это, потому что в Москве, похоже, прекрасно понимают, что США, НАТО и в меньшей степени ЕС все это время готовили Украину для выполнения двух главных задач – либо военного тарана-провокатора для втягивания России в войну, либо разваленного и раздолбанного кризисами «подарка» России после «Минска-2». И в обоих случаях с похожей задачей -- чтобы отвлечь ее ресурсы на восстановление Украины и затормозить или вообще нивелировать усилия по сближению с Китаем.
А сейчас на Западе, по ходу, решили действовать параллельно: чтобы поднять ставки, толкать Украину на войну в Донбассе, угрожая «вторжением», и чтобы завлечь на переговоры, заставлять киевский режим Владимира Зеленского типа соглашаться выполнять «Минск-2».
По «войне с Россией» пока все ясно – Россия не хочет на нее идти, а Киев боится в нее ввязываться, прекрасно понимая, чем и как плачевно и позорно это для него закончится. А чтобы Россию все же не обвинили в эскалации войны в Донбассе, Москва пошла на указанные парижские переговоры советников о деэскалации и «Минске-2» в режиме «норманди».
И если украинский, не побоюсь этого слова, советник, он же -- глава офиса президента (ОПУ) Андрей Ермак был краток и сказал только, что Киев будет готов предметно обо всем говорить через две недели, то представитель России и замглавы Администрации президента Дмитрий Козак был поречистее. И обозначил, как минимум, четыре «прорыва»:
а) согласие на перемирие в Донбасса, что, как говорят, привело к сокращению там взаимных обстрелов;
б) согласие на то, что «Минск-2» не соблюдался, но альтернативы ему нет, и Киев готов об этом говорить, о чем свидетельствует тот факт, что режим Зеленского вроде бы отозвал свой же скандальный закон о переходном периоде, который ставил крест на документе о мире;
в) Киев попросил две недели на внутриукраинские консультации по поводу прямых переговоров с лидерами или представителями ЛДНР, как и предписывает «Минск-2». Москва согласилась подождать эти две недели;
г) стороны согласились, что на встречу советников «норманди» через две недели в Берлине, должен быть подготовлен согласованны документ о пошаговом выполнении «Минска-2», который надо передать в Трехстороннюю контактную группу (ТКГ) для предметного обсуждения и выполнения.
Итак, пошло время этих двух недель, после которых многое может проясниться. Например, будет ли мир в Донбассе и как он будет достигнут.
Но это, повторяю, только частично удовлетворяет запросы и требования России, изложенные в документах 17 декабря прошлого года. И чтобы стимулировать Запада к их предметному рассмотрению, а не забалтыванию, Россия, похоже, готовит свои аргументы. Военные и военно-технические, как и обозначили президент Путин и его ближайшие соратники. Среди самого заметного:
- призывы признать ЛДНР в Донбассе и заключить с ними военные союзы;
- призывы партии «Единая Россия» начать поставки оружия в ЛДНР;
- разговоры-переговоры в телефонном режиме Путина с президентами Кубы, Венесуэлы и Никарагуа о сотрудничестве, но все подозревают, что о возможности создания там каких-либо российских военных баз (пресловутый «РосКВН»);
- расширение военно-морского патрулирования мировых океанов, в том числе, вблизи американских берегов.
Я повторяю, это только из последнего и заметного. А мы ведь не знаем, в каком точно состоянии разработка новейших видов вооружения и перевооружение ими российской армии, а также – где это «новье» дислоцировано и куда нацелено. А есть же еще такой аргумент, как «молчание Путина» и неумение прогнозировать его шаги, что бросает в дрожь не одного западного политика. Даже замгоссекретаря США Венди Шерман призналась: «Я не знаю, что в голове президента Путина. Есть только один человек, который знает это, и это президент Путин. Я подозреваю, что даже люди, окружающие его, не знают, что он в конце концов сделает. Я думаю, они знают планы организации готовности военных, планы использования военных, но я подозреваю, что президент имеет в уме также другие планы».
Ну а Украина при таких раскладах действительно, как заметил сенатор Косачев, «курит в сторонке, не релевантна». Перед режимом Зеленского действительно встал непростой выбор: либо окончательное превращение в орудие Запада и сгорание в огне войны с Россией, либо выполнение «Минска-2». Второй вариант дает хоть призрачный шанс сохранения у власти и возможности бороться за нее в замиренной стране. А война однозначно закончится крахом не только для постмайданных политиков, но и для страны.
27 января 2022 г. Москва. Владимир Скачко