Так называемый коллективный Запад вопреки предостережениям президента России Владимира Путина избрал-таки тактику забалтывания как главный ответ на российские предложения по стратегической стабильности и новой архитектуре безопасности. Стратегическая же задача тоже ясна – минимизировать удовлетворение требований и претензий Москвы.
В среду, 9 февраля 2022 года, американское издание «Politico» сообщило, что Европейский союз (ЕС) передаст России письмо с призывом сократить численность войск у границ с Украиной и провести новые переговоры по безопасности. В ответ на призывы России поговорить о проблемах безопасности. И всем окончательно должно стать понятно, что излюбленное «сдерживании России» на новом этапе Запад действует двумя главными путями.
Во-первых, связывает стратегические озабоченности России с гражданской войной в украинском Донбассе и сводит глобальную проблему безопасности и стабильности к локальному конфликту, стороной которого Запад и пытается сделать Россию. Или, по крайней мере, выставить ее таковой в глазах общественного мнения и на переговорах о мире. Повелось это давно – с 2014 года, когда на Россию наложили первые санкции «за Крым». Но сейчас вышло на новый уровень и служит для отвлечения всеобщего внимания от требований России.
Именно этому переключения внимания, что называется, на негодный объект и служит эта вселенская милитаристская истерия, связанная с мнимым «российским вторжением в Украину». Не совсем понятно, нужна ли США и Западу полномасштабная война в Украине, которая может обернуться для Вашингтона вторым «европейским Афганистаном» -- потерей или снижениям американского влияния в Европе. Потому что практически никто не сомневается, что Украина проиграет в войне с Россией, а коллективный Запад (США и НАТО) вряд ли решится на Третью мировую войну за Украину.
В России на всех уровнях все уже устали повторять, что они не имеют планов и не собираются нападать на Украину, если та не полезет войной на Донбасс. Однако Запад продолжает нагнетать истерию и всеобщий психоз с оной целью – выставить себе победителем в «схватке с Россией»: мол, мы предупреждали Москву о нежелательности нападения и угрожали ей «адовыми санкциями» за войну, и она (Россия) не решилась напасть.
Странная ситуация: Россия и не собиралась нападать, но ее все равно сообща «остановили». Это и станет «победой Запада» в «маленькой победоносной войне», в которой так нуждаются политики во многих западных странах по чисто внутренним причинам.
Во-вторых, Запад пытается заболтать Россию и увести ее от конкретного обсуждения проблем путем создания новых и новых переговорных площадок с привлечением все новых и новых. Россия выдвинула свои требования по обеспечению своей безопасности конкретно США и НАТО. И в начале года провела переговоры с ними на эту тему в Женеве и Брюсселе и завершила первый предварительный переговорный тур переговорами с ОБСЕ в Вене.
После этого все, в принципе, и определилось: США и НАТО передали свой ответ России, из которого стало ясно, что ни одно кардинальное требование Москвы не удовлетворено. Но коллективный Запад при этом готов переговариваться по второстепенным проблемам, что, по западному замыслу, должно подменить удовлетворение главной российской триады: нерасширение НАТО на Украину, возврат ее инфраструктуры на уровень 1997 года и неразмещение в Восточной Европе американских ударных ракетных установок.
Глава МИД России Сергей Лавров тем не менее решил дожать Запад и 1 февраля сего года на сайте его ведомства появился текст послания США, Канаде и всем европейским странам с просьбой каждой определиться, что они думают о стратегической стабильности и безопасности и как собираются и обеспечивать. Лавров попросил адресатов обращения ответить индивидуально. «Исходим из того, что реакция на данное послание поступит в национальном качестве, поскольку упомянутые обязательства принимались каждым из наших государств индивидуально, а не от имени или в составе какого-либо блока», — подчеркнуло российское МИД.
Отдельно в этом документе Лавров напомнил о принципе неделимости безопасности, в соответствии с которой одни государства не должны укреплять свою безопасность за счет других. При этом он сослался на подписанную в 1999 году в Стамбуле Хартию европейской безопасности. Именно этот документ и провозглашает указанный принцип, который Запад, по мнению Лаврова, трактует избирательно «для обоснования взятого курса на безответственное расширение НАТО». А это, по мнению России, фундаментальная ошибка, которую Москва больше не намерена прощать.
Однако сначала агентство «Bloomberg» сообщило, что Евросоюз первым не выполнит просьбу Лаврова и МИД России и никаких индивидуальных ответов страны Запада предоставлять не будут. А теперь вот «Politico» подтвердило, что ЕС направит Лаврову коллективный ответ вместо индивидуальных и что это письмо уже подписал главный дипломат ЕС Жозеп Боррель. «Мы по-прежнему серьезно обеспокоены сложившейся ситуацией и твердо убеждены, что напряженность и разногласия должны быть разрешены путем диалога и дипломатии. Мы призываем Россию к деэскалации и прекращению наращивания военного присутствия в Украине и вокруг нее, а также в Беларуси», — написал-де этот замечательный человек.
В письме также сказано, что ЕС и НАТО готовы продолжить диалог с Россией о путях укрепления всеобщей безопасности сразу в нескольких форматах: на только на двухсторонней основе, но и на уровне ЕС, а также в ОБСЕ, межправительственной группе, занимающейся вопросами безопасности и в рамках Совета Россия-НАТО. Осталось добавить к этому пресловутые «Лигу сексуальных меньшинств» или «Совет бобров-трансвеститов», и перечень площадок для забалтывания российских предложений будет полным. Однако, по словам Бореля, коллективный ответ ЕС «открывает новую линию диалога» с Москвой.
Кроме забалтывания и растаскивания обсуждения проблем по разным переговорным площадкам, об еще одной цели такого шага ЕС сказал еще анонимный источник агентства «Bloomberg»: «Он (Лавров. – Авт.) не может рассчитывать на отдельные ответы от 27 (государств ЕС. – Авт.). Кроме того, это будет хороший повод продемонстрировать европейское единство и тот факт, что мы не 27 разных стран, а союз, — России не нравится это признавать». Все предельно четко и откровенно: дескать, Запад един, его не растащишь по противоречиям, на что надеется Россия.
В итоге, стороны пока остаются, что называется, при своих. В День дипломатического работника России министр Лавров, поздравив коллег с праздником, сказал, что задачи их остаются прежними -- формирование глобального «пояса добрососедства» для сохранения всеобщей стабильности. Такая линия, опирающаяся на общепризнанные нормы международного права, в первую очередь цели и принципы Устава ООН, пользуется широкой поддержкой в мировом сообществе. Это позволяет нам расширять взаимовыгодное равноправное сотрудничество - в самых разных форматах – с большинством государств Евразии, Африки, Латинской Америки. Мы не на словах, а на деле содействуем формированию глобального «пояса добрососедства», необходимого для сохранения всеобщей стабильности и укрепления международных позиций России», -- сказано в тексте его поздравления.
Но и коллективный Запад – США, НАТО, а теперь вот якобы и ЕС – не собираются уступать. Во всяком случае, генсек НАТО Йенс Столтенберг раскритиковал идею «финляндизации» Украины – возврата ее к нейтральному внеблоковому статусу. И подтвердил, что по-прежнему стоит на воинственных «ястребиных» позициях и слышать не хочет о непринятии Украины в НАТО, в которой-де господствует принцип открытых дверей. «Все союзники по НАТО, включая Францию, признали право всех стран определять свой собственный путь. Идея о том, что великие державы могут решать, что могут делать соседи, — это именно тот мир, в который мы не хотим возвращаться. Сферы влияния являются частью истории и должны оставаться частью истории». …Украина имеет право подать заявку на вступление в НАТО, и решение о том, подходит ли она для членства, должны принимать союзники, и никто другой», -- сказал он 9 февраля в интервью испанскому изданию «La Vanguardia».
И это ничем не отличатся от того, что западные политики самого разного уровня и ранга говорили России. Так что забалтывание началось, и все ждут, что же по этому поводу будет делать Россия.
10 февраля 2022 г. Москва. Владимир Скачко