В понедельник, 25 апреля 2022 года, российский газовый монополист «Газпром» опять отчитался, что поставляет газ для транзита через Украину штатно, то есть в объеме 68,4 млн. кубометров в сутки. В полном соответствии с заявками европейских потребителей. Сутками раньше в Европу ушло 51,7 млн. кубов.
Более того, агентство «Прайм» сообщило, что, по данным «Оператора ГТС Украины», в начале недели ожидается увеличение объемов транзитного газа из России на 29%. И «Газпром» пунктуально выполнит свои обязательства. А они перед Украиной по контракту о транзите на текущий год составляют 40 миллиардов кубов, или около 109,6 млн. кубов в сутки. И с конца февраля украинский транзит российского газа, подогреваемый политическими рисками и холодной погодой, держался на близком к этому объему уровне, незначительно снижаясь лишь пару дней в середине марта. В апреле, одновременно с потеплением в Европе, транзит вновь уменьшился.
Поставки топлива в Европу и по «Северному потоку-1» (старой работающей ветке) остаются на стабильно высоком уровне – порядка 170 млн. кубов. В сутки. И это при том, что параллельно продолжают простаивать мощности газопровода «Ямал – Европа», который с 7 апреля работает в реверсном режиме -- поставляет газ из Германии в Польшу.
Казалось бы, что происходит? Почему Россия не отвечает адекватно и зеркально на санкции и оскорбления? Особенно с учетом того, что коллективный Запад пытается всячески оскорбительно ущемлять «Газпром» и угрожать России очередной «санкцией из ада» -- эмбарго на энергоносители. Сначала на нефть, а потом и на газ. Австрия вон даже первой заявила, что уже откажется от российской нефти. А США буквально из штанов выпрыгивают, убеждая Европу «послать Россию» и обещая «все уладить» своими, западными и американскими силами. Более того, совместными усилиями, под угрозой санкций США, они по договоренности фактически блокировали работу построенного и даже закачанного техническим газом (была такая информация) газопровода «Северный поток-2» («СП-2»).
Но Россия, повторяю, продолжает отвечать на оскорбления и угрозы дотошным выполнением своих обязательств. Хотя ее официальные лица давным-давно предупредили Европу, что ее ждут непростые времена, если она откажется от российского газа вообще и от «СП-2» в частности. Официальный представитель МИД России Мария Захарова сказала недвусмысленно: «Неизбежным последствием отказа от «СП-2» станет, как мы уже видим, стремительный рост цены на газ на европейском рынке. …На этом фоне наша позиция в отношении энергетического сотрудничества с ФРГ и в целом с Европой остается неизменной. Россия постоянно подчеркивала, что «СП-2» это сугубо экономический, коммерческий проект, который реализовывался в строгом соответствии с нормами международного права, нормативными актами Евросоюза, законодательством соответствующих прибрежных государств. Своевременный ввод в эксплуатацию этого газопровода отвечал бы интересам как России, так и Европы». Этот газопровод мощностью 55 млрд. кубометров в год от побережья России через Балтийское море до Германии, как известно, реализовал оператор «Nord Stream 2 AG» с единственным акционером – «Газпромом». А европейские партнеры – «Royal Dutch Shell», «OMV», «Engie», «Uniper и Wintershall» финансировали проект наполовину, до 950 млн. евро каждый. И строительство «трубы» длилось три года, завершившись в 2021 году.
Но увы и ах – «СП-2» пока не у дел. Потому что, как сказал пресс-секретарь президента России Дмитрий Песков, «истерическая реальность пока делает невозможным» его запуск. Хотя, по его словам, «инфраструктура готова, технически, технологически, логистически и так далее, эта инфраструктура будет на месте, она никуда не денется. Здравый смысл и экономическая целесообразность отчетливо говорит о необходимости скорейшего запуска этого объекта».
А глава МИД России Сергей Лавров о Германии, которая сдалась под напором США в вопросе «СП-2» сказал в интервью телеканалу «al-Jazeera»: «Я не сомневался, что ЕС и, понятно, НАТО послушно последует за Соединенными Штатами. Особенно когда прояснилась судьба «Северного потока-2». Даже если он будет вновь запущен (это, наверное, решать не нам), но независимо ни от чего, уже сейчас ясно, что «Северный поток-2» сыграл свою роль в истории, потому что четко показал то место, которое Европа, включая Германию, реально занимает на мировой арене -- абсолютно подчиненное и несамостоятельное место».
Однако, как мы понимаете, у России свои резоны в таком поведении в ответ на вызывающие демарши Запада. Россия уже сейчас может поставить Европу на колени и разрушить значительные сегменты ее экономики, введя ответные санкции и запретив поставки в Европу своих энергоносителей. Это общее место, об этом знают и говорят со страхом в Европе все. Не зря же многие страны Европы, в том числе, так называемые флагманы в лице Германии, Франции, Италии пока не желают этого эмбарго и мучительно ищут альтернативу российским энергоносителям. Более того -- откровенно утверждают, что обязательно найдут и только потом «кинут» Россию, отказавшись от ее нефти и газа.
А Россия и в ус не дует, а поставляет и поставляет. И знаете, почему? Главные причины три, и они – на поверхности, их просто нужно увидеть и оценить.
Во-первых, таким образом Россия в мировой торговле и сотрудничестве поддерживает свое реноме не просто договороспособного партнера, но и выполняющего свои обязательства, несмотря на политическую конъюнктуру. Это очень важно, когда встанет проблемы поиска новых торговых партнеров. А партнеры эти уже есть – в Азии. И еще найдутся. В том числе, в той же Европе, где могут найтись страны, которые не согласятся идти на заклание и развал своих экономик во имя американских геополитических интересов.
Во-вторых, это время и деньги, деньги и время. Сейчас в энергетических отношениях между Россией и Европой действует принцип «качай или плати». То вне зависимости от объемов поставок или потребности в них Европа должна платить России. И она платит! А эти средства России нужны и банально для пополнения бюджета, и для выполнения других своих. Например, для получения времени, нужного для перехода на расчеты за энергоносители в рублях. Сейчас это касается только газа, но потом может встать и вопрос нефти. Сейчас это процесс Россия запустила. Европа встала сначала на дыбы, но сейчас – под гнетом необходимости и потребности в энергоресурсах – медленно, но уверенно пристает на российские предложения. Уже даже механизм оплаты за российский газ предложен к апробации.
В-третьих, -- и это, пожалуй, главное! – есть геополитический аспект проблемы: кто будет отвечать за то, что материковая Европа (читай – Евросоюз) «ляжет» экономически и геополитически превратится в мало значащий лимитроф США и всего англосаксонского мира. В этом деле идет негласная, но острая борьба между США и Россией. На предмет того, кто «положит» Европу – Вашингтон или Москва. И это игра – вдолгую. Для США – это просто перезагрузка монополярного мира в главе с самими собой, но только в новых условиях. А европейцев в этом увлекательно-жестком процессе США совсем не жалко, как не жалко им были всех, кто пошел в топку их интересов до этого.
Суть этой борьбы в том, что США, всячески отторгая Европу от России, предлагают ей свои энергоносители, но более дорогие. Это однозначно не только поставит Европу в зависимость от США, но еще и ограбит ее, перекачав деньги за нефть и газ за Атлантику. То есть США легко и непринужденно, но безжалостно, играя энергоносителями и ценами на них, превратят Европу в своего очередного экономико-финансового донора. И это план США – вполне рабочий, если Европа срочно и неотложно не отыщет свою коллективную (ЕС) или национальную (по отдельным странам) субъектность.
Но параллельно же США хотят всячески спровоцировать Россию, чтобы она, расстроившись предательством партнеров, ввела свои ответные санкции на санкционные происки ЕС и сама прекратила поставки энергоносителей в Европу. Это «голубая мечта» США – разрушить Европу чужими, российскими руками и сделать Россию виноватой в «закате Европы» под американский плинтус. Это однозначно политический выигрыш надолго.
Отказ же России от поставок энергоносителей в Европу разрушит европейские экономики и опустит уровень жизни европейцев на дно в считанные дни, и этой «местью предателям» Россия может насладиться уже в ближайшем будущем.
Но есть другая сторона процесса – это и будет выполнение плана и повестки для США, только российскими руками. То есть Вашингтон хочет, чтобы Москва сама опустила Европу, добила ее дефицитом своих энергоносителей и таким образом кинула ее в объятия США. От безысходности!
Судя по всему, Россия это понимает и не хочет выступать в роли «убийцы Европы», предоставляя ее самой и США право на суицид или на «братское» западное смертоубийство, очень похожее на безжалостный междусобойчик.
И с США в этом деле все ясно: у них есть стратегия и тактика, от которых они отказываться тоже не намерены. Россия подыгрывать им не собирается. А что Европа? А она вполне прогнозировано демонстрирует политическую шизофрению: одной рукой сама себе мастерит петлю-удавку, соглашаясь идти в американском фарватере, а другой – сопротивляется, пытается противостоять диктату США.
Например, канцлер Германии Олаф Шольц призывает не допустить победы России на полях сражений спецвоенной операции (СВО) в Украине, но параллельно хочет, чтобы Россия не обижалась и по-прежнему гнала свой дешевый газ Германии. Или австрийская энергетическая компания «OMV» обещает пересмотреть свое участие в проекте «СП-2», а венское правительство заявляет об отказе от российской нефти уже сейчас, но при этом Австрия не хочет отказываться от российского газа и даже выступает против членства Украины в ЕС, чтобы, значит, угодить России.
Против эмбарго на российские энергоносители Франция, Венгрия. Швейцария запрещает Германии продавать оружие. Болгария отказывается поставлять Украине свое вооружение.
И таких признаков того, что «мозг Европы» еще сопротивляется, можно найти великое множество. Несмотря на продолжающуюся СВО и на то, что президент Украины Владимир Зеленский в своем очередном ночном видосике опять пытался напугать «старушку» примером своей страны: дескать, то что Россия делает у нам, будет и в городах Европы. И надежда на мозг и здравый смысл европейцев остается, она действительно из разряда тех, что умирают последними.
26 апреля 2022 г. Москва. Владимир Скачко