На пятый день блокады Литвой перевозок российских грузов, состоящих из так называемых санкционных товаров, по своей территории в Калининградскую область 22 июня 2022 года стало известно, что ограничения касаются не только железной дороги, но и распространяются на грузовой автомобильный транзит.
Пресс-служба Калининградского областного правительства сообщила «Интерфаксу»: «Частичное ограничение грузового транзита касается и автомобильного транспорта, следующего через Литву. Поэтому, как и железнодорожные, эти грузы сегодня можно перевозить только морем». Это в довершение к тому, что в минувшую субботу, 18 июня, Калининградская железная дорога получила уведомление от литовских коллег о прекращении транзита в Калининград товаров, попавших под санкции Евросоюза. Это до 50% номенклатуры грузов, в том числе стройматериалы, металлы и главное – топливо: уголь, бензин, дизель.
И что характерно: подтверждаются те оценки и прогнозы, которые говорили об ухудшении ситуации. Например, чилийский журналист Гонсало Лира Лопес заявил РИА «Новости», что США могут устроить более масштабную провокацию против России в Восточной Европы с участием Польши и Литвы. Но начать с блокады российских грузоперевозок в Калининград через Литву. Цель акции, по мнению журналиста, -- спровоцировать армию России на защиту Калининграда, а значит, именно администрация президента США Джо Байдена приказала Польше и Литве организовать эту провокацию возле Калининграда, чтобы потом втянуть в нее всю Восточную Европе.
Может такое быть? Вполне. Если учесть то, что сначала литовская сторона заверяла, что весь погруженный до 17 июня российский транзит проедет через территорию республики, и что частичная блокада российского эксклава будет постепенной. Теперь, как видим, Литва становится на путь эскалации противостояния.
В России готовы по-разному – и жестко, и мирно -- отвечать на происки Литвы. Вице-спикер Совета Федерации России Константин Косачев назвал Литву «флагманом разрушения международного права» и указал, что именно Литва «нарушает целый ряд юридически обязательных международно-правовых актов», которые затрагивают как ее обязательства, так и обязательства ЕС. Ведь по Соглашению о партнерстве и сотрудничестве между Россией и ЕС от 24 июня 1994 года стороны обязались «обеспечивать свободный транзит через свою территорию товаров». «Такими темпами Запад может дойти и до нарушения Конвенции ООН по морскому праву 1982 года, где также есть свобода транзита и свобода открытого моря, которая пока еще позволяет проходить судам в Калининградскую область через нейтральные воды. Аналогично – воздушное пространство. Свобода транзита – один из краеугольных принципов ВТО. Генеральное соглашение по тарифам и торговле 1947 года устанавливает свободу транзита через территорию каждой договаривающейся стороны по маршрутам, наиболее удобным для международного транзита», – сказал он, не упоминая какие-либо выводы и методы противодействия произволу.
Однако глава комиссии Совфеда по защите госсуверенитета России Андрей Климов в понедельник в своем Telegram-канале написал гораздо жестче: «Евросоюз, если он незамедлительно не исправит наглую выходку Вильнюса, сам же дезавуирует для нас легитимность всех документов о членстве Литвы в ЕС и развяжет руки для решения созданной Литвой проблемы калининградского транзита любыми избранными нами способами».
И секретарь Совета безопасности России Николай Патрушев заявил, что Москва в ближайшее время ответит на решение Вильнюса объявить транспортную блокаду Калининградской области так, что жители Литвы серьезно ощутят на себе последствия этих мер.
Экономист Василий Колташов газете «Взгляд» сказал: «Москва вполне вправе заявить: блокада Калининграда нарушает все основные международные нормы. Поэтому Россия может принять решение военной силой пробить железнодорожный коридор через Литву, взяв под контроль те ветки, по которым идет доставка грузов в самый западный российский регион, а также центры принятия решений в Вильнюсе, чтобы никакие грузы не пересекались. И тут уже нет разницы – НАТО не НАТО, ЕС не ЕС. По сути, только такой ответ Москвы будет адекватным тому дерзкому поведению чрезвычайно малозначимого государства, да к тому же полностью зависимого от США и ЕС в плане правосубъектности и в принятии решений».
Перед этим он, правда, предложил и более мирный план: выставлять Литве счета за убытки России от блокады. «Учитывая, что итоговый экономический ущерб будет нанесен нескольким миллионам человек, то счет может оказаться таким, который Литва не будет никогда в состоянии покрыть. Это, в свою очередь, вполне может вызвать массовые выступления литовцев, поскольку они уже сейчас очень негативно воспринимают участие властей страны в санкционной атаке на Россию», – сказал Колташов.
Путей решения литовской блокады Калининграда действительно существует несколько. Первый – мирный: просто не замечать сухопутную блокаду и решать проблемы грузоперевозок морем. Губернатор Калининградской области Антон Алиханов об этом уже и рассказал всем желающим, отметив, что никакого дефицита товаров в области не ожидается, ибо власти проработали все возможные варианты доставки:
а) те товары из региона, которые не попали под антироссийские санкции ЕС, будут по-прежнему идти в большую Россию по железной дороге;
б) все остальные можно доставить морем, более того, под санкционные грузы освободятся паромы, курсирующие по Балтике между Калининградской и Ленинградской областями. По его словам, уже 25 июня новое, пятое по счету судно (паром), будет готово выйти на паромную линию из Петербурга, чтобы доставить грузы в Балтийск и Калининград. И паромы, которые ходят между Балтийском в Калининградской области и Усть-Лугой (Ленобласть) обходя другие страны, могут, по данным компании «Оборонлогистика», перевозить любые грузы, кроме радиоактивных.
Второй – агрессивно-дипломатический: путем создания сухопутного коридора в Калининградскую область через Белоруссию. Через денонсацию договора с Литовской республикой о границе от 2003 года, который учитывает то, что случилось при вхождении Литвы в состав СССР в 1940 году. А тогда в августе 1940 года VII чрезвычайная сессия Верховного Совета СССР, принявшая закон о вхождении Литовской ССР в состав СССР, также приняла решение о передаче Советской Литве части территории Белорусской ССР и таким образом отрезали Калининград от этой республики.
Закон об этом звучит так: «Заслушав заявление Полномочной Комиссии Сейма Литвы, Верховный Совет Союза Советских Социалистических Республик постановляет:
1) Удовлетворить просьбу Сейма Литвы и принять Литовскую Советскую Социалистическую Республику в Союз Советских Социалистических Республик в качестве равноправной Союзной Советской Социалистической Республики.
2) Принять предложение Верховного Совета Белорусской ССР о передаче в состав Союзной Литовской Советской Социалистической Республики Свенцянского района и части территории с преобладающим литовским населением Видзовского, Годутишковского, Островецкого, Вороновского, Радунского районов Белорусской ССР.
3) Просить Верховный Совет Белорусской Советской Социалистической Республики и Верховный Совет Литовской Советской Социалистической Республики представить на рассмотрение Верховного Совета Союза Советских Социалистических Республик проект установления точной границы между Белорусской Советской Социалистической Республикой и Союзной Литовской Советской Социалистической Республикой».
Более того, при подписании соглашения между СССР и Германией о включении Литвы в сферу влияния Советского Союза, Германия, потеряв Литву, потребовала оставить за собой хотя бы часть ее территории, включавшую Вилкавишский и частично Мариямпольский, Сеймский и Алитусский уезды общей площадью в 8 200 кв. км. СССР на это сначала согласился, но потом советские дипломаты провели серию сложных переговоров с немецкой стороной, в результате чего 10 января 1941 года Германия согласилась оставить спорную территорию Литве в обмен на компенсацию в размере 7,5 млн. долл.
Другими словами, Литва и Белоруссия в составе единого СССР мирно поделили территории, Литва стала больше на несколько тысяч квадратных километров, и проблемой это стало сейчас, когда Литва стала членом ЕС и НАТО и слепо выполняет приказы Вашингтона и провоцирует потенциальную драку.
Кроме того, существует и проблема так называемого Сувалкского коридора – гипотетического сухопутного «коридор» длиной около 100 километров по границе между Литвой и Польшей, который при желании можно отрезать Белоруссии. И проблема транзита тоже будет решена. Потому что, по оценкам военных экспертов, даже некоторые генералы в НАТО в 2017 году были уверены, что группировка сил НАТО сможет сдерживать прорыв российских подразделений по Сувалкскому коридору от 36 до 60 часов.
Кроме того, в том регионе есть пример существования сухопутных коридоров, которые насильственно разрезали территорию тех государств, которые оказывались на тот момент более слабыми. Как Германия после Первой мировой войны. Ее тогда не только обложили контрибуциями, но разделили территориально – так называемым Польским (или Данцигским) коридором отделили Восточную Пруссию (нынешний Калининград в том числе) от остальной Германии. Чтобы обеспечить Польше выход на Балтику. И так было 1919-1939 годах. И так есть сейчас: Польский коридор теперь территория Польши.
И наконец, путь третий – военный: армейской операцией обеспечивается транзит российских грузов по литовской территории. Пробивается коридор, и обеспечивается его работа силами военных. Как это и было, например, на Китайско-восточной железной дороге (КВЖД). Южной веткой Транссибирской магистрали, идущей по китайской территории и соединяющей Читу с Уссурийском, Владивостоком и Порт-Артуром. До 1917 года ее охраняли российские императорские войска, после 1917-го и позже, до 1935 года – советские. В октябре-декабря 1929 году Красная армия даже разгромила китайские и белогвардейские части, которые захватили КВЖД.
Как будет нынешняя Россия разбираться с Литвой, считающей себя правопреемницей довоенной Литовской республики 1918–1940 годов, и с ее дурацкой блокадой по заказу США пока не известно. Но возможны, как видим, любые варианты – от мирного до военного. Точно так же, как с КВЖД, при помощи спецвоенной операции (СВО) в этом году Россия фактически обеспечила себе сухопутный коридор в Крым, освободив от неонацистов Херсонскую и часть Запорожской областей Украины.
И точно так же есть планы пробить такой же коридор до российской военной базы в Приднестровской Молдавской Республике (ПМР) по территории Одесской области Украины.
И, конечно же, уже понятно, что Литву на такую деструкцию и блокаду толкают кураторы из США и, не исключено, Лондона, действительно провоцируя Россию на военное решение проблемы. Но по-любому огребет Литва. И поэтому очень уместен вопрос калининградского политолога Александра Носовича, который поинтересовался: «В Литве хотя бы приблизительно отдают себе отчет, на что они идут, соглашаясь участвовать в этой игре на повышение между Западом и Россией?». И нет ответа на этот вопрос…
22 июня 2022 г. Москва. Владимир Скачко