МОСКВА, 25 апр. Сезон речной навигации открылся в Москве 24 апреля: помимо выхода пассажирских судов, на акватории столичного бассейна в полную силу заработал технический флот "Мосводостока", одной из задач которого является сбор плавучего мусора, а также сбор и нейтрализация нефтепродуктов.
Корреспондент РИА Новости отправилась на прогулку на одном из теплоходов-нефтемусоросборников, чтобы выяснить, как специалисты "Мосводостока" очищают Москву-реку от всего, чего в ней быть не должно.
Теплоход "МС-3" отправился рано утром по Москве-реке от затона Новинки на юге Москвы по направлению к Крымскому мосту, по пути собирая весь мусор, который команда судна, состоящая из капитана, моториста и матроса, видит на поверхности воды через бинокль.
"Наше судно работает в нижнем русле Москвы-реки — это затон Новинки, Бесединский мост и до Крымского моста. Оно собирает нефтяные пятна и мусор с поверхности акватории. Самое основное – это, конечно, весенний мусор, который смывается с берегов после таяния льда. Мусора очень много — мы примерно 30-40 кубов весной в день собираем", — рассказывает руководитель группы эксплуатации гидротехнических сооружений флота ГУП "Мосводосток" Владимир Лапенков.
Специалист отмечает, что в последние годы акватория Москвы-реки стала гораздо чище, однако капитан Волков с ним не согласен. По его словам, из-за увеличения количества пассажирских судов мусора в воде прибавилось. "Народ у нас к культуре, так скажем, отношение имеет слабоватое — очень много бросают мусора за борт, очень много. Конечно, в целом чисто, но раз на раз не приходится. Сейчас вот потеплеет, теплоходы пассажирские пойдут – и все к нам в воду", — жалуется Волков.
Помимо мусора, "МС-3" способен удалять с поверхности воды нефтяные пятна с помощью специального препарата. "Им покрывается нефтяное пятно, оно расщепляется на воду и углекислый газ. Есть озон, который собирает тяжелые нефтепродукты, сепарирует их, и они идут на утилизацию", — поясняет Лапенков.
По его словам, масляные пятна приходится удалять довольно часто. "Сейчас идет промывка дорог, теплоходы запускаются, есть пятна. Может быть, что кто-то слил водовыпуск, ещё мазут всегда оседает после машин, откуда угодно – способов попадания нефтепродуктов в Москву-реку много", — поясняет собеседник агентства.
"Вот, все эти шины со дна Москвы-реки, и это мало еще. Их было видно на дне, добропорядочный житель увидел, позвонил, мы подошли и гидроманипулятором их поднимали. Вот железки какие-то, бутылки, но в основном, как видите, ветки и бревна", — показывает Лапенков в бункер с собранным мусором.
Вместе с тем, по его словам, в столичных реках может оказаться "все на свете", в том числе холодильники, диваны и угнанные автомобили. "Сейчас мало таких случаев, потому что в большинстве случаев везде начинают делать укрепленные берега", — добавил он.
Более того, иногда сотрудники "Мосводостока" вынуждены выполнять роль спасателей для людей или передавать полиции пугающие находки. "В прошлом году это было, в районе Таганки, на Яузе. Там был пакет страшный, мы вызвали полицию, они забрали. Иногда люди прыгают с мостов, мы видим, подъезжаем и спасаем. Был такой случай, один прыгнул, мы его ковшом чуть подцепили, спасателям отдали", — вспоминает Лапенков.
Как отметил капитан Волков, который работает в "Мосводостоке" уже 39 лет, за время службы копится огромное количество историй, которые быстро не расскажешь.
"Однажды мы нашли большущий чемодан в западном порту, который был веревочкой привязан к берегу. Мы вытащили с опаской, но любопытство, конечно, пересилило. Приоткрыли — а там сейф. В чемодане, привязанном веревочкой к колышку на берегу! Открыли полностью, начали смотреть, сейф перевернули, а с обратной стороны высверлено – до нас кто-то поработал! Вопрос: зачем они его туда бросили? Может, просто над нами посмеяться", — заключил капитан.