МОСКВА, 30 июн, Александр Чернышев. Добраться в плацкартном вагоне до Нижнего, а не Великого Новгорода, объясниться с таксистом и найти русских друзей — тысячи иностранных болельщиков, приехавшие на чемпионат мира по футболу, следуют по пятам за своими сборными. У них много вопросов — на помощь приходят проводники, полицейские, волонтеры и просто местные жители. Несмотря на языковой барьер, они охотно знакомятся с гостями, делают фото на память, обмениваются номерами и даже приглашают домой: в ход идут школьные знания английского, жесты и переводчики на смартфонах. Корреспондент РИА Новости отправился в регионы и посмотрел, как города-организаторы встречают иностранцев.
Ярославский вокзал, поезд Москва — Нижний Новгород, пять минут до отправления. Привычные для плацкартного вагона фразы "чур, моя полка нижняя" и "когда уже дадут белье" прерывает испанская речь: "Эсте трен а Нижни?" Проводница проверяет билеты у темнокожего мужчины и его супруги с грудным ребенком на руках, утвердительно кивает и показывает их места.
Вскоре состав трогается. "Объясните, пожалуйста, зачем строить три вокзала в одном месте? Мы приехали за два часа и до последнего сидели не там, где нужно. Хорошо, нашелся человек, который подсказал, что нам в соседнее здание", — сетует Рубен Бацуэль из Панамы. Заметив, что из соседей по купе английского никто не понимает, он немного смущается и принимается переодевать ребенка.
Сами нижегородцы только рады помочь, они уверены: чемпионат пошел городу на пользу. "Обновили инфраструктуру, построили стадион, привели в порядок улицы. К тому же увидеть своими глазами людей из-за границы и пообщаться с ними полезно — по телевизору слышишь разное, а один на один становится понятно: такие же ребята, как мы, хотят мира, болеют за своих. Больше всего к нам приехало шведов — тысяч пятнадцать, наверное, вывалилось на улицы после матча с Кореей. Все в желтой форме, прямо какое-то нашествие миньонов", — описывает картину нижегородец Никита Захаров.
Впрочем, для Нижнего Новгорода, города-миллионника, иностранцы — дело более-менее привычное. Ведь сюда и так приезжают студенты по обмену, представители бизнеса и туристы из разных стран. Другое дело — Саранск, столица Мордовии с населением триста тысяч человек. Многие считают его самым неожиданным городом-организатором.
"У нас такого никогда не было и уже, наверное, не будет. Я в своей жизни иностранцев никогда и не видела, а тут тысячи болельщиков приехали. Каждый матч выходим на несколько часов с соседкой на улицу, что недалеко от стадиона, посмотреть, кто к нам пожаловал", — докладывает обстановку пенсионерка Татьяна Викторовна.
"Так многие делают. Я тоже предложил одному колумбийцу остановиться у меня. Объяснил ему через переводчик на телефоне, что сам посплю на кухне, а его положу в своей комнате. Вроде договорились. Однако когда приехали, что-то ему не понравилось, пришлось везти до отеля", — пожимает плечами саранский таксист Максим Сафонов.
Хорошо зарабатывают в чемпионат не только водители. В кафе цены подняли в несколько раз, а в Пушкинском парке и на площадях торгуют сувенирами ручной работы. "Лучше всего берут матрешки", — в один голос утверждают продавцы. Но есть здесь и особенные вещицы. К примеру, нарды, изготовленные заключенными одной из мордовских колоний. Поначалу иранцы, которым приглянулся товар, не поверили своим ушам — работа и впрямь профессиональная. Однако потом нашли в этом логику. "Труд исправляет людей, к тому же это отличный способ заработать и скоротать долгие дни в тюрьме", — философствует Санаатиян Мохаммадмехди и просит упаковать ему нарды с профилем Ленина.
Довольна и молодежь, участвовавшая в строительстве стадиона. "Не зря старались, всем гостям нравится, и нам приятно, что такой праздник в городе. У нас теперь то ли Японск, то ли Иранск. А больше всего было колумбийцев — классные ребята, весь мусор убрали за собой. Это по-нашему: ведь у нас один из самых чистых городов России. Посмотрим, как сегодня иранцы с португальцами себя покажут. Вроде ничего ребята, один с нами в сауну вечером согласился пойти: его Рустам зовут, почти как меня. "Ай эм Руслан, хи из Витя" — так и разговорились", — не скрывает радости электромонтажник Руслан Урдяков.
В тот день Иран сыграл с Португалией вничью — и сборная исламской республики покинула чемпионат.
Поезд Саранск — Москва, на перроне — мексиканцы, иранцы, португальцы. "Отправление через пять минут, просим пассажиров занять свои места", — раздается из динамика. И теперь кажется, что в российских поездах иностранцы были всегда. Иранцы негромко включили на переносной колонке национальную музыку и сидя пытались пританцовывать, мексиканцы заваривали лапшу, пили чай из фирменных стаканов и говорили проводнице "спасибо" почти без акцента, а португальские болельщики, глядя на типично русские пейзажи за окном, обсуждали, почему в последней игре в группе Криштиану Роналду не забил гол.