МОСКВА, 3 апр — РИА Новости. Первая в Москве и, возможно, единственная в России женщина — пилот санитарной авиации Екатерина Орешникова работает в Московском авиационном центре (МАЦ), чьи экипажи каждый день поднимаются в воздух, чтобы доставить медиков в отдаленные районы столицы и спасти чью-то жизнь. РИА Новости рассказывает, как пилот-спасатель осознала свое призвание, как боролась за него и что больше всего ценит в этой профессии.
Пока мы готовимся к интервью, коллеги Екатерины Орешниковой предупреждают, что ее экипаж сейчас находится на дежурстве и если поступит вызов, то мы мгновенно сворачиваемся. Советуют отнестись к этому серьезно, потому что будет дорога каждая секунда, а Екатерина строже многих мужчин в МАЦ.
Ее экипаж — второй на очереди, одновременно в Москве дежурят три санитарных вертолета.
Вообще-то она должна была стать учителем истории. В школе ей легче всего давались гуманитарные предметы — и вопрос был почти решенным.
"Родители одобрили мой выбор. Хотя мой папа, авиационный инженер, готовил вертолеты к полетам, он очень редко брал меня на аэродром — лишь в самом раннем детстве. Наверное, потому, что знал, как тяжело девчонкам на вертолетах. Он мне таких трудностей не желал. И все сделал, чтобы отгородить меня от этого", — говорит она.
Но однажды Екатерина посмотрела фильм "В небе ночные ведьмы".
"Это про женщин-летчиц, летавших в войну на самолетах У-2. Они побороли свой страх и совершили нечто невозможное, это меня поразило", — продолжает она. С тех пор Екатерина знала, что точно окажется в небе, но сразу решила для себя: только в гражданской авиации.
Однако добиться задуманного было не так просто. Для девушек небо тогда, перед самым развалом СССР, было практически закрыто: в профильное училище брали только тех, кто уже налетал первые часы в аэроклубах. Причем это еще ничего не гарантировало — отбор был жесточайший.
"В то время девчонки могли летать лишь в аэроклубах, как спортсмены, — объясняет Екатерина. — Лучшим давали направление от аэроклуба в Запорожское летное училище ДОСААФ, единственное официально принимавшее девочек на обучение в качестве пилотов-профессионалов. Учились мы на вертолете Ми-2". При поступлении, вспоминает она, девушкам, в отличие от молодых людей, надо было сдавать технику пилотирования.
Получив диплом, Орешникова переучилась на Ми-8. Летала на пассажирских линиях. "Но когда образовалась авиация МЧС, я поняла, что мне туда", — говорит летчица.
В МЧС Екатерина проработала с 1999 по 2015 год, вылетала на чрезвычайные ситуации в разных регионах России и за рубежом. Потом перешла в санитарную авиацию Московского авиационного центра (МАЦ), который относится к столичному департаменту по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и пожарной безопасности. Сейчас у нее уже более 3,5 тысячи часов налета. Управляет Екатерина медицинской версией вертолета ВК117С 2 (Eurocopter).
Настроение Екатерины немного меняется, заметно некоторое напряжение, ведь следующий вызов — ее. В прошлое дежурство, говорит она, вылетали дважды, но оба раза на месте выяснялось, что состояние пациента улучшилось и срочная госпитализация не требуется. "Это был хороший день. Лучше бывает, только если вообще нет вылетов. Тогда мы говорим: сегодня все живы и здоровы!" — рассказывает Екатерина.
"Самое тяжелое — ты прилетаешь, а помочь уже нельзя, — признается летчица. — И дети, конечно. Постоянно приходится быть свидетелем того, как жизнь человека вдруг резко меняется".