Украинскую пианистку выгнaли из оркестра Торонто за критику Киева
Губернатор Московской области Андрей Воробьев поддержал фестиваль Чайковского в Клину
CNN подготовил ролик, который запустят в эфир в случае апокалипсиса (видео)
26 и 27 июня в Московском Международном доме музыки Оркестр Волынщиков Москвы представит программу Freedom, а через год один из самых необычных российских коллективов отметит свое 15-летие.
О том, как поначалу зрители воспринимали «парней в юбках», рассказывает основатель и художественный руководитель ОВМ Артемий Воробьев.
- Артемий, вы помните, как впервые надели юбку?
- Давайте сразу договоримся: не юбка, а килт! Помню! Сначала было непривычно. Но как только я надел килт, я перестал понимать, зачем женщины носят брюки. Килт – это безумно удобно!
- Наверняка попадались люди, которых это смешило или раздражало?
- Поначалу немного комплексовал, как воспримут это окружающие. Это такой переломный момент в сознании мужчины. Затем понял, что реакция у людей преимущественно позитивная, нежели наоборот. Хотя «наоборот» тоже случалась. Сейчас к нам все попривыкли, люди поняли, что килт – это такая же мужская одежда, и мы никакие не извращенцы.
- Тем не менее, чаще всего вас спрашивают, все ли шотландские традиции вы соблюдаете и носите ли вы белье под килтами. Попадались камикадзе, которые пытались это проверить?
- Одним из таких камикадзе был Олег Тиньков. Во время выступления он ко мне подошел и попытался килт задрать, я ловко отскочил. Это было очень смешно и забавно. А заглянуть под килт удалось одной-единственной женщине, и теперь она моя жена. Но, конечно, такие ситуации бывают. Мы же музыканты, а не слесари 4-го разряда. Музыканты всегда работают в позитивных обстоятельствах. Там, где люди отдыхают и веселятся. Но в случае чего, могу ответить жестко.
- Вы неоднократно объясняли, что волынка имеет русское происхождение, но большинство этого не знает. Бывало ли, что вас обвиняли в недостатке патриотизма?
- Много раз. Как правило, люди, любящие клюкву, медведей с балалайками и только по этой причине считающие себя патриотами. Но у них, с моей точки зрения, достаточно однобокое представление о патриотизме.
Ну, давайте уже все вернемся в XI век, будем лучины жечь, в лаптях сидеть и таким способом традиции сохранять. Мы, между прочим, играем русскую музыку, фольклорную, общеизвестную. И популяризируем русскую культуру.
- Вы же начинали как этнограф?
- Я начинал как этнограф, занимающийся русской музыкой. И до сих пор её изучаю, собрал большую коллекцию музыкальных инструментов. Но фишка с волынкой ни с чем не сравнима. Это живая энергия, живой рок-н-ролл. Я не делаю это так, как делают шотландцы. Я играю классический репертуар волыночный и в то же время делаю различные симбиозы. Такой нестандартный подход дает возможность быть интересным русской публике.
- Репертуар ОВМ доказывает, что волынке как инструменту подвластно все. А есть все же что-то, чего она не может? Скажем, можно на ней сыграть колыбельную?
- Конечно, можно. Только нужно очень далеко играть! Или слушать в записи очень-очень тихо. На самом деле такого материала очень много. Многотональная музыка. Но мы за этим не гонимся, для этого есть симфонические, духовые оркестры. У волынки своя, правильная нота, которую не может повторить ни один инструмент.
- Вы создали колледж по обучению игре на волынке. То есть растите – сознательно! – своих конкурентов…
- Волынщиков в принципе в России немного, и все друг друга знают. Но профессионалов мало. Мне было интересно создать проект, который будет выгодно отличаться от всего остального. Когда это будет невозможно не заметить даже слушателю, не имеющему музыкального образования и «спецподготовки». Я понял, что если я не начну готовить волынщиков сам, этого не сделает никто.
- За годы существования Оркестра у вас наверняка случались какие-то забавные случаи?
- 2005 год. Мы выступали в Сочи перед комиссией, которая принимала решение, станет ли город столицей Олимпийских игр. Летели компаний «Скай-Экспресс». Компания славилась постоянной задержкой рейсов. Вот и наш рейс в Сочи задержали на три часа. Та же история повторилась и с вылетом в Москву, и мы решили отметить наше пребывание в городе большим количеством ирландского «Джеймсона».
Одним словом, в самолет мы загрузились в отличном настроении, но тут выяснилось, что рейс задерживают еще на час. Четыре часа задержки! И мы решили наказать авиакомпанию за такое отношение к людям. Когда самолет взлетел, мы расчехлили инструменты (тогда их еще можно было взять на борт) и начали играть. Жаль, тогда еще никто не снимал видео на телефоны! Это была бы бомба!
Продержались мы минуты полторы. Потом прибежала стюардесса и начала махать руками, мол, нельзя-нельзя! Никто нас, как ни странно, за создание внештатной ситуации на борту не оштрафовал, санкций не было. А пассажиры были довольны!
- Самое важное и значимое выступление?
- В Москве – Большой Зал Московской Консерватории. Это был последний бастион. Для музыканта это самая главная площадка.
- А как же выступление на Соборной площади Кремля?
- Да, конечно! Тем более, что со времен коронации Лжедмитрия, по легенде, волынщики там не выступали. В 2007 году был фестиваль на Красной площади «Кремлевская Зоря», но именно на Соборной тогда никто до нас не выступал. ОВМ был первым! И это был уже фестиваль «Спасская Башня-2009».
- Расскажите немного о предстоящих июньских концертах.
- 26 и 27 июня в Московском Международном доме Музыки пройдут концерты Оркестра Волынщиков Москвы и клуба исторической реконструкции «Серебряный волк». Мы представим очень яркую красочную программу, которая называется Freedom.
Приурочена она к неофициальному дню празднования Независимости Шотландии, но на самом деле это памятный день битвы при Бэннокбёрне. В этот раз в программе не будет танцев, будут исключительно каскадерские трюки, бои на мечах, разные конкурсы и игры и, как всегда, великолепная акустика и живой звук Оркестра Волынщиков Москвы!