На счету режиссера Владимира Краснопольского более сорока фильмов, многие из которых уже классика отечественного кино.
В 1971-м, когда по телевидению шла многосерийная лента «Тени исчезают в полдень», улицы буквально пустели. Потом были «Вечный зов», «Ермак», «Две судьбы», «Дом с лилиями»... Большинство своих картин мэтр снимал с Валерием Усковым - не только коллегой, постоянным соавтором, но и троюродным братом.
- Владимир Аркадьевич, правда ли, что в фильме «Тени исчезают в полдень» в главной роли вы поначалу хотели снимать саму Татьяну Доронину?
- Она проходила пробы и показала характер. «Хочу, - говорит, - прическу! Красивую!» Я возразил ей: мол, в романе Анатолия Иванова, по которому мы снимали, героиня Пистимея - словно тень - невидимая и неслышимая. Она даже не говорит - только шепчет. Как Сикст при кардинале Ришелье. И у нее не может быть красивой прически, она боится лишний раз выделиться.
«Я буду играть ее такой, какой вижу! А не как в романе!» - заявила Татьяна Васильевна. И мы расстались. А на эту роль пригласили ленинградскую актрису Александру Завьялову.
- А как в ленте появился Петр Вельяминов? Это ведь был его кинодебют...
- Мы с Усковым впервые увидели его на сцене свердловского театра. В то время Вельяминов работал в пермском театре, а в Свердловск приезжал заменять заболевшего артиста. Простое лицо, ушки торчат. Но именно такие парни в двадцатые годы становились председателями колхозов. И мы его пригласили.
Его долго не хотел утверждать худсовет, нас с братом отговаривали: «У этого Вельяминова нет даже актерского образования - он вас подведет, роль не потянет!»
Образования актерского у него действительно не было. Он же в тюрьме сидел по политической статье. Арестовали в 16, а вышел в 25. За колючей проволокой увлекся самодеятельностью, стал играть в тюремном театре. И затянула актерская профессия - вот так, порой удивительно и причудливо складываются человеческие судьбы.
К счастью, за Петра Сергеевича вступился автор романа Анатолий Иванов. «Типичный сибиряк, наш человек!» - заявил. И артиста после долгих мытарств утвердили.
Но этот фильм не только для Вельяминова был дебютом. Он, по сути, стал отправной точкой и в нашей с братом карьере.
* «Тени исчезают в полдень». Доронину заменили на Завьялову
- Потом был «Вечный зов» - еще одна большая и очень удачная работа.
- И тут не обошлось без приключений. Пробоваться на роль Ивана пришел молодой симпатичный парень лет двадцати - Саша Абдулов. Его еще не знали зрители - в «Ленкоме» не работал, в кино снимался в единственном эпизоде малоизвестной ленты. Все у него было впереди - и удачные роли, и зрительская любовь.
Помню его открытую широкую улыбку, я подумал, что артист, безусловно, обаятельный. Но сказал ему: «Ивана в молодости-то вы сыграете, но вот потом его же пожилым, пожившим, разочарованным - вряд ли. Вы слишком молоды еще, жизни не видели, это будет бросаться в глаза. Не обижайтесь...»
- Не обиделся?
- Нисколько! Через год или два, когда он уже служил в «Ленкоме», я как-то подошел после спектакля поздравить с удачной премьерой. Саша меня вспомнил, заулыбался: «Если вдруг захотите прийти на спектакль - звоните, не стесняйтесь, я вам буду делать пригласительные билеты». И он частенько передавал мне билеты на спектакли для меня и моих близких - жены и дочери. Но вот поработать вместе нам довелось лишь в 2007-м, в фильме «Капкан». Я ему позвонил: «Саш, приходи, есть роль». Он рассмеялся: «Наконец-то ты вспомнил обо мне!»
И он сыграл. Веселый, компанейский. В перерывах у себя в гримерном вагончике всю группу собирал - угощал, у него всегда имелся коньячок, сок, фрукты. Он такой был - последнюю рубашку отдаст!
В «Капкане» снимался с Ириной Алферовой, своей бывшей женой. Общались они очень тепло. Как-то вечером, помню, похолодало, подул ветер - Саша сбегал за своей курткой, принес и накинул Ире на плечи, чтобы она не мерзла.
- Вас и Валерия Ускова называют звездными мастерами - скольких артистов сделали знаменитыми...
- Как-то мы с Усковым подсчитали, что после наших картин тридцать два артиста стали звездами. Алексей Серебряков снялся у нас в «Вечном зове». Андрей Смоляков: первая большая роль - в нашем фильме «Отец и сын».
Помню, как я буквально умолял Олега Табакова (а Андрей учился в ГИТИСе на его курсе) отпустить Смолякова на съемки. После долгих уговоров Олег Павлович сказал: «Ладно, забирай. Но если он завалится на экзамене, я тебя убью!» Не завалился - сдал. А за роль в фильме получил премию Ленинского комсомола.
- Кстати, и Евгений Князев - хоть он и большой человек, ректор Щукинского театрального института - известным артистом стал после главной роли в вашем фильме «Вольф Мессинг: видевший сквозь время».
- Незадолго до начала съемок мы общались с Абдуловым, уж не помню, по какому поводу. Узнав о картине, он сказал: «Не будь я болен (уже, к сожалению, очень плохо себя чувствовал), попросился бы на пробы!» Я ему ответил: «Саш, прости, ну какой из тебя Мессинг, у него фактура совсем другая». Абдулов рассмеялся: «Ладно!»
В этой роли я уже видел Евгения Князева - его фото принесла моя ассистентка. Я ему позвонил, представился и говорю: «Я почти уверен, что вы будете сниматься в моей картине». «Почему вы так уверены?» - рассмеялся он. - «Потому что девичья фамилия моей мамы - Князева». Посмеялись мы оба. Он почитал сценарий, дал согласие сниматься. И сыграл прекрасно.
* Мессинга в итоге играл Князев
- А бывают капризные артисты?
- Сколько угодно! Причем обычно капризы включают не успешные и состоявшиеся актеры, а молодежь. Чаще всего девушки. Одной молодой актрисе как-то предложил сняться в моем фильме «Санта Лючия».
К тому времени мы с Валерой Усковым решили на время разделиться: каждый снимает свое кино, но в титрах по-прежнему пишем две фамилии - Усков и Краснопольский, это бренд... Так вот я сказал ей: «У Ускова вы снялись в фильме «На солнечной стороне улицы», а у меня еще нет. Приходите на пробы!» «Не приду! - важно ответила она. - Я прочитала сценарий, ничего интересного для себя не вижу». «Напрасно, - говорю. - Потом пожалеете, когда посмотрите фильм». - «А я и смотреть не стану».
Я махнул на нее рукой. И эту роль сыграла Юлия Пересильд. Замечательная актриса, очень дисциплинированная и профессиональная.
Или вот другой случай. Снимал сериал «Дом с лилиями». Актриса - исполнительница одной из главных ролей - красивая - глаз не отвести. Она снималась у нас и в предыдущем фильме «Две судьбы». Но столько капризов!
Часть сцен снимали в Англии, ей там отель не понравился - давай включать звезду: «В этом номере жить не буду!» На следующий день снимаем сцену на корабле - она сниматься не желает, говорит, что ее всегда укачивает на открытой воде.
Я рассердился: «Ты сценарий читала?! Там написано, что снимаем на палубе!» Пригрозил, что никогда больше ее не приглашу сниматься и другим режиссерам расскажу о ее выходках... Я был зол, как никогда. Она, видимо, испугалась, извинилась, и тут же капризов как не бывало.
После премьеры «Дома с лилиями» мне позвонил Константин Эрнст, генеральный продюсер Первого канала, где картину показывали. Поблагодарил, сообщил, что рейтинги огромные. И добавил: «Я на каждой планерке говорю своим подчиненным: «Учитесь у Краснопольского снимать кино!»
Но, возможно, кино у меня получается, потому что истории, которые снимаю, основаны на любви к людям. И любви людей к жизни, несмотря на все ее тяготы. Жизненный опыт показывает: такое кино у нас любят...