Олег Табаков, Михаил Угаров, Елена Гремина, а теперь и Дмитрий Брусникин... За один неполный год русский театр осиротел.
Ушли самые заметные и яркие. Но остались ученики и последователи, записи спектаклей и фильмов. Остались наконец воспоминания...
Брусникин в театр попал случайно. Будучи студентом Института электронной техники в Зеленограде, приехал поддержать друзей на вступительных экзаменах в театральный вуз. Однако сидевший в комиссии актер Виктор Коршунов попросил прочесть что-нибудь и Дмитрия. И был так поражен, что посоветовал парню сменить профессию и поступить в театральный.
Потом уже, из чистого любопытства и не питая особых иллюзий, Брусникин взял академотпуск и сумел успешно сдать экзамены сразу в три ведущих театральных вуза - Щепкинское, Щукинское училища и Школу-студию МХАТ. Выбрал последнюю, где в ту пору набирал курс Олег Ефремов...
В школу-студию поступила и Марина Сычева, которой было суждено стать женой и музой Брусникина. Позже она признается, что влюбилась в Дмитрия с первого взгляда, стояла и размышляла: «Если он плохой человек, а я его уже люблю? Что тогда?» Но ее избранник оказался положительным героем. К концу второго курса ребята поженились.
Правда, родителям Марины этот брак не нравился - дочери было всего 17, жених - без кола, без двора. Да и друзья самого Брусникина не верили в серьезность его намерений, поэтому в шутку подарили ему на свадьбу... желтый чемодан, намекая на то, что долго этот брак не продержится. Ошиблись - тут была не только любовь, тут была и страсть. Фанатичная страсть к театру.
Спустя четыре года Марина и Дмитрий стали родителями. Их единственный сын Филипп поначалу категорически не хотел идти по стопам отца. Окончив юридический факультет университета МВД, год он проработал оперативником в уголовном розыске. Но потом все-таки пришел в искусство - начал продюсировать фильмы и сериалы. Появился и в качестве актера - в третьей части сериала «МУР есть МУР».
Ну а сама Марина Брусникина из актрис (в МХТ она сейчас занята лишь в одном спектакле - «Пролетный гусь») с годами перекочевала в режиссеры. Сегодня на ее счету уже почти 30 постановок. Спектакли идут в Театре им. Пушкина, в «Сатириконе», в Театре им. Моссовета, в новосибирском «Глобусе» и даже в Испании.
Пробовала Марина себя и в кинорежиссуре - вместе с мужем снимала сериал «Закон и порядок». Оба там и сыграли, хотя вместе они предпочитали все-таки не работать. Вместе предпочитали жить - в доме за 200 километров от Москвы, где они предавались тишине, читали, любовались природой и просто были счастливы...
* С женой Мариной
В сентябре в театре «Практика» состоится премьера еще одного спектакля Марины Брусникиной - «Человек из Подольска Сережа очень тупой». Ее муж, будучи худруком этого экспериментального коллектива, ждал выхода работы с особым волнением, а буквально за два дня до смерти успел увидеть и утвердить ролик-анонс.
«Независимая драматургия для поколения 30-летних» - так Брусникин определял основное направление своей работы в «Практике». Но поработать в итоге почти не успел - в мае он пришел в театр директором, под занавес сезона, 8 августа был назначен там худруком, а спустя всего сутки его жизнь оборвалась. И то, что это случилось на пороге нового этапа, когда у человека столько планов, желаний и возможностей, кажется особенно драматичным.
«Театр - это место, где люди должны осуществлять свои мечты, и им надо помогать. Театр может быть только современным и молодым, а не старым и дряхлым», - был убежден мастер и осваивал самые необычные пространства: цех бывшего завода, библиотеку имени Ленина, музей Пушкина и даже ночной Манеж. А ученики называли его Брюсом, не только сокращая для простоты фамилию, но и, очевидно, ассоциируя Брусникина с Брюсом Уиллисом, герои которого то и дело спасают мир.
С молодыми мэтр отлично ладил, был всегда для них своим. Именно молодежь в свое время помогла Брусникину пережить смерть лучшего друга - Романа Козака. Тогда лидеры объединения Le Cirque de Charles la Tannes Юрий Квятковский и Алексей Розин стали первыми учениками будущей «Мастерской Дмитрия Брусникина». Вслед за ними туда потянулись музыканты, композиторы, хореографы, драматурги, художники.
В итоге курс после выпуска в полном составе вошел с состав Московского драматического театра «Человек». А на отечественной театральной сцене появилось уникальное явление - брусникинцы. Оно было синонимом знака качества, гарантией аншлага в зале и благожелательных отзывов критики. Считалось, что брусникинцы могут все!
Брусникина называли наследником идей раннего «Современника» - психологической школы, театра с человеческим лицом, плоть от плоти Олега Ефремова, его любимым учеником и ассистентом в перестроечные годы.
- В какой-то степени он был лучшим его продолжением. Лучшим из всех, кто на это продолжение претендует. Дима был таким же рыцарем театра, человеком бескомпромиссным и при всем этом глубоко интеллигентным, душевным, сердечным. Мне всегда казалось, что для него люди, человеческие отношения, порядочность и гражданственность стояли выше некоей артистической мастеровитости, - говорит худрук Театра им. Пушкина Евгений Писарев.
В возглавляемой им труппе костяк составляют актеры, которые занимались у Дмитрия Брусникина и Романа Козака в Школе-студии МХАТ, - Виктория Исакова, Александра Урсуляк, Александр Матросов, Сергей Лазарев...
С Романом Козаком Брусникин не только учился на одном курсе, а позже пестовал звезд, но и играл на сцене - столичные театралы до сих пор вспоминают спектакль Геннадия Яловича «Друзья» во МХАТе, где Брусникин играл Максима Горького, а Козак - Леонида Андреева.
Это был один из шести спектаклей, в котором за почти четверть века на сцене Художественного театра успел появиться Дмитрий Владимирович. «Актер нереализованных возможностей», - писали о нем критики. Брусникин не обижался, потому что ему интереснее было учить тайнам мастерства других. А свои амбиции он в полной мере удовлетворял в кино, где был и актером, и режиссером, и даже сценаристом.
Дебютировал на экране Дмитрий еще в 1984-м, сыграв красноармейца Никитина в фильме «Отряд». А по-настоящему известным он стал после выхода на экраны сериала «Петербургские тайны», где сыграл рокового обольстителя, князя Шадурского. Успех был столь громкий, что актера пригласили сыграть уже постаревшего князя и в продолжении ленты.
А в 2002-м Брусникин и сам начал снимать сериалы. В «Сыщиках-2» с ним работала команда, которая потом сопровождала Брусникина долгие годы. Тогда же оформился и жанр, в котором мэтру суждено было проявить себя на телевидении, - поклонники детективно-криминальных сериалов наверняка вспомнят «МУР есть МУР», «Закон и порядок» и «Ищейка». Причем недавно Брусникин закончил работу над продолжением этого популярного фильма...
В марте этого года в МХТ Брусникин прощался с Олегом Павловичем, благодарил его и вспоминал, как за спектакль «Он в Аргентине» получил премию Табакова с формулировкой: «За возвращение на сцену Художественного театра одного из самых глубоких и оригинальных драматургов современности - Людмилы Петрушевской». Прошло менее полугода, и в театре прощались уже с самим Брусникиным - на той самой сцене, где шли поставленные им спектакли, где работали его ученики и играл он сам. Такого внезапного ухода, конечно, никто не ожидал.
Да, артист несколько месяцев лечился в Боткинской больнице от сердечной недостаточности, но чувствовал себя хорошо, а врачи твердили о благоприятных прогнозах. Брусникин поэтому даже не брал отпуск - был уверен, что сможет победить недуг и скоро вернется к работе. Но у судьбы были иные планы...
Похоронили выдающегося актера, режиссера и педагога на Троекуровском кладбище рядом с актрисой Натальей Крачковской и писателем Владимиром Войновичем...