Россия и Парагвай взаимно отменяют визы
До конца года в России может быть принят закон «О промышленной политике»
Депутаты предлагают призывать в армию лишь раз в год
Если верить телевидению, то мигранты стали бичом исключительно для Европы. Однако соцопрос «Левада-центра» на эту тему показал, что за 10 последних лет отношение к «понаехавшим» у нас заметно ухудшилось.
По официальным данным, общее количество иностранных граждан и лиц без гражданства в нашей стране составляет более 10 млн человек, или 7% от всего населения. Это второе место в мире после США. При этом прирост числа мигрантов в России выходит на докризисный уровень.
- Складывается впечатление, что государство махнуло рукой на проблему иммиграции, - считает профессор Института госслужбы и управления РАНХиГС Татьяна Иларионова. - Изредка на публичный уровень выходят противоречия криминального характера, которые невозможно замолчать. Так было, например, с бойней на Хованском кладбище. Я часто проезжаю мимо него и вижу, что с тех пор ничего не изменилось.
Количество трудовых мигрантов в столице оценивается сейчас в 3 млн человек (около 20% трудоспособного населения), в Санкт-Петербурге их насчитывается более 500 тысяч (9%). И ассоциации при слове «мигрант» далеко не всегда положительные.
Москвичи, к примеру, тут же вспоминают беспорядки в Бирюлеве, массовую драку у торгового центра «Москва», хованскую бойню.
Последнее исследование НИИ «Социология» лишь подтверждает эти настроения: больше половины москвичей (56,4%) считают, что мигрантов надо принимать только на временную работу; 48% вообще предлагают закрыть город для иностранных рабочих. Причем количество ксенофобов за 2017 год увеличилось.
В исследовании отмечается: «Пока нельзя говорить, что москвичи дошли до точки кипения, но в ближайшее время возможны какие-либо прямые антимиграционные выступления... На 10% по сравнению с прошлогодним опросом выросло число москвичей, разделяющих мнение, что в будущем возможны столкновения на межнациональной почве».
По мнению горожан и экспертов, труд мигрантов выгоден прежде всего чиновникам и предпринимателям.
Сложилась государственная система, которой выгоден труд не просто приезжих, а нелегалов. Коренное население тем временем становится просто неконкурентоспособным. Владельцы подмосковных складов тут и там увольняют россиян и массово завозят мигрантов, которые обходятся в два раза дешевле местных. Даже специалисты Центробанка России отмечают, что гастарбайтеры тормозят рост реальной зарплаты.
Один из руководителей небольшого завода по производству оптоволоконного кабеля в столичном районе Люблино Алексей Каплан говорит, что существующие правила игры невозможны без коррупционной составляющей.
- Мы отказались от нелегальных мигрантов пару лет назад, потому что покровителей у нас нет, а платить штрафы по полмиллиона накладно - завод у нас небольшой, - рассказывает он. - Если бы масштаб был больше и имелась крыша, то труд нелегалов имел бы смысл.
Экономика страны, похоже, бесповоротно подсела на трудовую миграцию. Безусловно, мигранты не дармоеды - за счет труда мигрантов производится от 8 до 20% ВВП РФ (примерно 100-250 млрд долларов). Это с учетом теневых доходов. Прямые федеральные доходы от продажи мигрантам трудовых патентов в 2016 году достигли 38 млрд рублей.
Целые отрасли завязаны на мигрантах. Они заполнили ниши с низкой производительностью труда: ЖКХ, строительство, сельское хозяйство, ремонтно-строительные работы, промышленность.
- Визуально в здравоохранении много украинских специалистов, сфера обслуживания - киргизы, строительство - молдаване и таджики, - говорит Татьяна Иларионова. - Некоторые сферы экономики уже мигрантозависимые. Вместе с тем без них никак не обойтись.
Во всех вариантах демографического прогноза до 2030 г., рассчитанного Росстатом, заложен ежегодный миграционный прирост от 250 до 500 тыс. человек, переезжающих в Россию на постоянное местожительство. При этом даже при максимальном использовании потенциала трудовой миграции из стран СНГ общая численность рабочей силы РФ к 2030 г. сократится почти на 5%, а абсолютный дефицит трудовых ресурсов будет сопровождаться ростом уровня безработицы. И это никак не решает проблемы недостатка квалифицированных специалистов.
Нарастает структурный дисбаланс спроса и предложения на рынке труда. Проще говоря, мигранты замещают коренное население в тех сферах экономики, где не требуется высокая квалификация, и никак не решают проблемы повышения конкурентоспособности российской экономики. Зачем покупать трактор, если дешевле нанять бригаду таджиков? Нелегалы не платят налоги и вывозят заработанные средства к себе домой.
Обостряются и социальные проблемы, создаются закрытые диаспоры и криминальные сообщества, идет тихая религиозная экспансия.
Центр стратегического развития недавно выпустил исследование, где рассматриваются три варианта возможной миграционной стратегии: инерционный, заградительный и экономический. Все три варианта имеют свои недостатки.
В инерционном - постоянная коррекция миграционной конъюнктуры, возникновение новых барьеров и, как следствие, развитие коррупционных институтов.
Запретительная стратегия неэффективна экономически, грозит потерями влияния в СНГ и ростом нелегальной миграции. Экономическая же ограничивает возможности репатриации соотечественников, а также сохраняет высокую занятость мигрантов в теневом секторе.
А в 2016-м была упразднена Федеральная миграционная служба, и ее функции переложили на МВД, сугубо репрессивный орган. Фактически государство в очередной раз расписалось в отсутствии сколько-нибудь внятной миграционной политики.
На другой чаше весов - эмиграция из страны. Еще год назад Ольга Голодец признавала, что более полутора миллионов хорошо образованных россиян работают за рубежом. И призналась, что задачу по подготовке кадров для своей экономики невозможно решить без обеспечения конкурентных условий труда, зарплаты и возможности роста.
Доцент кафедры управления проектами и программами РАНХиГС Ольга Дорохина отмечает, что демографическое положение усугубляется тем, что большое количество талантливой молодежи продолжает уезжать из страны.
- Это видно по студентам и выпускникам наших ведущих вузов, - говорит она. - У молодых, хорошо образованных людей нет недостатка в предложениях из-за границы. А делать ставку на мигрантов - значит, делать ставку на замещение коренного населения страны.
Вдобавок отмечается снижение качественных характеристик приезжих. В 90-е и начале 2000-х уровень образования иммигрантов в целом был на среднестатистическом российском уровне, сейчас - в два раза ниже. Вот такая отрицательная селекция получается.
Япония проводит закрытую миграционную политику, которая исключает доступ в страну неквалифицированной рабочей силы. Да и профи устроиться там непросто. Недаром существует поговорка: «Если хочешь когда-нибудь слетать на Марс, начни с Японии».
Японцам мигранты не очень-то нужны. Там уже и поезда ходят без машинистов. К 2025 году «Тойота» и «Хонда» планируют завершить создание полностью беспилотной машины. Работают роботизированные фабрики в легкой, добывающей, химической промышленности, где умные механизмы берут на себя низкооплачиваемый труд и рутинные операции. Тем самым обеспечивается высокий уровень жизни.
Общие личные состояния жителей 127-миллионной Японии достигли невероятной суммы - более 1,8 квадриллиона иен, или около 16 трлн долларов, а число долларовых миллионеров уверенно приближается к трем миллионам (в России около 200 тысяч).
Справедливости ради надо сказать, что Япония - островное государство и у нее нет многотысячной протяженной границы.
- Трудовая иммиграция выгодна нам исходя из долгосрочных геополитических соображений, - уверена Татьяна Иларионова. - Например, Киргизия - традиционно спокойная в религиозном плане страна, но в последние годы мои киргизские коллеги старшего поколения отмечают все возрастающую исламизацию населения. Если бы Россия ввела режим железного занавеса, то азиатские страны бывшего СССР поехали бы на заработки в Турцию или Пакистан, откуда они возвращались бы более экстремистски настроенными. И мы бы уже сейчас имели у своих границ не мирные, лояльные и экономически привязанные к нам страны, а полноценный «пояс шахида».