В Индии задержан врач по делу о смерти 14 женщин
Западные СМИ: есть подозрения, что РФ запустила в космос «истребитель спутников»
Ядерная программа Ирана может закончиться
Сегодня даже официальная социология вынуждена признать, что российское общество требует перемен. Масштабных и весьма срочных.
Проникшись этой необходимостью, Центр стратегических разработок (ЦСР) Алексея Кудрина наконец-то обнародовал свое видение стратегии развития России.
По сути дела, вновь избранному президенту РФ, каковым станет Владимир Путин после инаугурации 7 мая 2018 года, предложена программа действий. Есть смысл приглядеться к ней повнимательнее.
Документ называется «Семь приоритетов развития страны до 2024 года». Номер один в этой семерке идет под заголовком «Важен каждый».
Поставлены задачи к 2024-му увеличить «продолжительность полноценной жизни россиян на пять лет», понизить уровень бедности в РФ до уровня ведущих стран Европы и, наоборот, поднять средний размер пенсии по старости вдвое выше прожиточного минимума.
Красиво! Правда, имеется и условие: чтобы в недалекой перспективе возраст выхода на пенсию женщин достиг 63 лет, а мужчин - 65.
Но готово ли государство обеспечить их рабочими местами и относительно пристойными зарплатами? Ответ, увы, отрицательный.
В подавляющем большинстве частных компаний с гражданами в возрасте за 55 лет кадровики и разговаривать не хотят, а мужиков после 65 даже в сторожа не берут. Глухо!
Как в ЦСР предполагают сломать эту тенденцию и решить задачку? Тут явно недостаточно деклараций о создании новых рабочих мест, поскольку каждое (одно новое!) из них стоит десятки, а то и сотни тысяч рублей. Откуда появятся деньги на это в стагнирующей на данный момент экономике?
Аналогичный вопрос и к другим пунктам «приоритета №1», особенно к увеличению продолжительности жизни, где потребуется серьезно дофинансировать и здравоохранение, и всю социальную сферу. Как там у Высоцкого: «Где деньги, Зин?!»
«Страна возможностей» предполагает, что к 2024 году количество граждан, стремящихся открыть свое дело, увеличится вдвое, в результате к 2030-му доля малых и средних предприятий также вырастет вдвое, и будут они создавать 40% ВВП страны. Здорово!
Но на какие ресурсы будет опираться этот взлет? Согласно документу ЦСР, в течение первого года работы для нового бизнеса будут действовать налоговые каникулы. Ладно.
Будет введен трехлетний мораторий на любые законодательные изменения, которые могут осложнить положение бизнеса. Тоже ладно.
«Бизнес избавится от избыточных проверок со стороны государства за счет двукратного снижения числа контрольных функций», - обещает документ.
Сколько раз это уже обещали! И как воплощали?! Трагедия в Кемерове - страшное свидетельство разрухи в головах проверяющих. А малому и среднему бизнесу, кроме прочего, нужны и иная кредитная политика банков, и кардинально другая конкурентная среда.
Он выглядит еще драматичнее - «Технологическая революция». В нем ментальные и финансовые проблемы затягиваются в тугой узел.
Тезис очевиден - российская экономика должна получить передовые технологии, причем отечественные, так как доступ к иностранным сильно затруднен. Другими словами, предполагается бурный взлет науки, опирающийся на умы и деньги.
И это на фоне отъезда на Запад в поисках лучшей доли многих талантливых ученых и разрастающегося конфликта между РАН и Федеральным агентством научных организаций, которое общественность открыто обвиняет в развале Академии наук и захвате ее недвижимости.
Круг заколдован: при нищей науки не будет технологий, без технологий не поднять производительность труда, без производительности не будет средств на науку.
В правительстве не знают, как его разорвать, поэтому утверждение ЦСР, что «российские ученые станут участниками 40% передовых глобальных исследований, связанных с новой промышленной революцией», пока не убеждает.
Увы, столь же красиво и неубедительно выглядят и оставшиеся четыре приоритета. В «Мировой экономике» нет инструментов роста несырьевого экспорта до 200 млрд долларов, а экспорта продовольствия - на 60%.
В «Государстве для граждан» рассказы о реформе госуправления «через внедрение новых методик и практик, которыми займется специальный Центр эффективности госуправления», и о «повышении прозрачности контроля и надзора» вызывают вопросы: кто сегодня это способен сделать и кто будет контролировать контролеров и надзирающих? При нынешней-то кадровой политике властей...
В «Развитии городов и регионов» заставляют вздрогнуть фразы типа «время в пути из пригорода до центра крупного города сократится до одного часа».
Итак, презентацию программы развития, о необходимости которой так долго говорили эксперты, команда Кудрина провела. Под большинством тезисов могут подписаться либералы и консерваторы, правые и левые, националисты и космополиты. Пожелания там правильные и оптимистичные.
Однако настоящая стратегия отличается от прекраснодушных мечтаний тем, что содержит эффективные механизмы реализации, своего рода дорожную карту: откуда возьмутся деньги, какие законы (или изменение действующих) потребуются и т. д.
Так что президенту сейчас понадобятся эксперты не по приоритетам - с приоритетами и без ЦСР все более-менее ясно, а по практическим советам. Будем надеяться, после инаугурации 7 мая команда таких советников продолжит изыскания в духе Алексея Кудрина, например, напишет программу «Как семь приоритетов сделать нормой жизни».