В кинокомедии «Кавказская пленница» главного героя Шурика помещают в психушку одним звонком. Возможно ли сегодня заключить в психиатрическую клинику здорового человека?
Кого и почему увозят на скорой люди в белых халатах, как защитить себя от принудительного лечения, рассказывает «МН» руководитель и основатель Центра защиты прав человека в психиатрии Любовь Клещенко.
- Любовь Васильевна, как появился центр?
- В 2012 году в Комитет за гражданские права обратилась женщина, которая несколько лет провела в психиатрической больнице. Ее туда упрятал муж-военный: ушел из семьи, оформил развод, оставив двух несовершеннолетних дочерей-погодков.
Потом беглый муж вдруг воспылал любовью к детям, а еще больше к оставленной бывшей жене и детям трехкомнатной квартире. Муж потребовал, чтобы дети жили с ним и его новой женой в этой квартире, а Анну Николаевну принудительно выселили: местные власти выделили офицеру для бывшей жены комнату в коммуналке.
Анна Николаевна категорически отказывалась регистрироваться по новому адресу и продолжала «обжаловать по вертикали». Недобросовестный сосед по коммуналке, претендовавший на ее комнату, «помог» правоохранителям определить женщину «на пожизненный отдых». Но судьба распорядилась иначе.
- Чем все дело кончилось?
- Дело кончилось тем, что она провела почти четыре года в психиатрической больнице. Мы запросили медицинские документы, провели независимое освидетельствование, подали иск в суд. Руководство больницы было отправлено на пенсию. Сейчас Анна Николаевна живет в квартире, доставшейся от родственников, и вспоминать о прошлом не желает.
После этой истории мы поняли, что защита прав в области психиатрии требует создания отдельной организации, - пострадавших много, и дела их сложные.
- Чаще всего в психушку отправляют родственники?
- Да, у нас, например, были две пенсионерки: обе не замужем, детей нет, живут в квартире, доставшейся от родителей. Постоянно ссорятся, звонят в скорую психиатрическую помощь: «Заберите мою сестру, она сошла с ума». Скорая приезжает и уезжает. И так уже несколько лет.
Бывают лжеродственники, мошенники. Находят одинокую пенсионерку с квартирой, кладут ее в психушку, добиваются диагноза о невменяемости, оформляют над ней опеку, доверенность на все ее имущество. Себя выдают за сына, дочку, внучку, племянницу - кто будет это выяснять? Фамилии-то у всех разные!
- Выходит, что любую бабушку можно вот так взять и, как говорят в народе, обобрать?
- Если за нее некому заступиться, то запросто! У нас была клиентка под 90 лет, за которую бились сразу несколько соседей: то одни ее к себе возьмут жить, то другие у них старушку из рук вырвут, увезут к себе на дачу и спрячут. Причем бабушка действительно страдала старческой деменцией. Все эти соседи выдавали себя за добрых попечителей, и бабушка им все бумаги с готовностью подписывала.
- А в этот раз как история разрешилась?
- В итоге независимый эксперт-психиатр осмотрел бабушку и побеседовал с ней. Вмешались правоохранительные органы. Бабушку поместили в психоневрологический интернат, а ее квартира досталась государству.
- Невеселая история.
- Я всегда говорю: главный совет, чтобы не попасть в такую ситуацию, - старость свою надо предвидеть! Пока вы еще ходите своими ногами и думаете своей головой и при этом у вас нет родных, найдите того, кто за вами будет ухаживать.
- Но где найти такого человека? И где гарантия, что он не окажется мошенником? То есть психиатрия, как и закон, что дышло - куда повернул, туда и вышло? И достаточно просто дать психиатрам взятку?
- Даже взятку не нужно давать! Надо «грамотно» рассказать «историю болезни» - вызвать психиатрическую скорую просто, трудно защитить себя и доказать свою вменяемость простому пенсионеру.
- А психиатры к вам в центр обращаются с жалобами?
- Бывает. Сотрудники психиатрии такие же люди, не защищены от оговоров и жизненных трудностей. Однажды врач-психиатр пыталась заступиться за подопечную, ставшую жертвой черных риелторов, так эти риелторы через подставных лиц написали жалобу на психиатра в правоохранительные органы: якобы она сама претендует на бабушкину жилплощадь.
Иногда звонят больные, которые провели в лечебном учреждении месяцы и годы, а теперь не могут найти работу.
10 апреля 2018 года в Общественной палате Российской Федерации состоялся круглый стол на эту тему - конечно, в больницах и ПНД должны людей обучать и переучивать. Пенсия по инвалидности мизерная. Человек пришел из больницы - он должен трудиться и обеспечивать материально хотя бы самого себя.
- Известны случаи, когда здоровых людей на лечение отправляли сотрудники полиции...
- Да, это явление нередкое. В прессу попадают случаи, когда жертвами становятся активисты-общественники и правозащитники. Недавно в Подмосковье одного борца с местной администрацией пытались принудительно отправить в психбольницу.
- Что он такого страшного делал?
- Поднимал людей на митинги и пикеты, они выступали против тарифов ЖКХ. Правда, эта история хорошо закончилась - в его защиту выступили правозащитники и общественность, чиновники отпустили возмутителя спокойствия на все четыре стороны.
- А кто находится в зоне риска?
- Огромное количество людей! Если вы больны, одиноки, у вас есть свое жилье. Или, наоборот, вы молоды, замужем и у вас нет своего жилья. У нас была одна молодая мама, которая жила в квартире у мужа и сбежала от него с двумя малолетними детьми в кризисный центр. Он ее положил в психиатрический стационар, был установлен диагноз...
- Как так?
- Просто надо было все правильно делать! Ты вначале разведись с мужем-тираном, отсуди у него жилплощадь хотя бы для детей... А у нас люди законов не знают, нагородят глупостей, а потом приходят: «Помогите!»
Муж грамотно представил психиатрам картину: жена на эмоциональном взрыве сбежала с детьми на улицу жить. Дети в опасности. Психиатры кинулись спасать детей, забрали их и отдали мужу, а жену увезли в дурдом. Надо грамотно себя защищать, без эмоций.
- Что-нибудь оптимистичное расскажете из своего опыта?
- Ну вот вам позитивная история. Женщина чуть за 50 вернулась из Германии в Россию на ПМЖ, жила у родственников, познакомилась с заслуженным художником, вышла замуж. Но замужество не задалось - с его мамой отношения не сложились, она отказывала в регистрации по месту жительства.
А тут еще и гражданство РФ не дают - она перед отъездом из РФ в Германию имела гражданство Украины. И вот она сидит, что называется, в подъезде у мужа, плачет горькими слезами. Выходит другой сосед - бывший военный, ему 92 года! Начал ей жаловаться: дочка к нему не ездит, ей уже самой за 60. Познакомились, разговорились. И что вы думаете? Они поженились и жили счастливо! Правда, в 97 лет он умер. Но до последнего своего дня благодарил ее и признавался ей в любви. Вот ведь какие бывают истории!
- Читатель скажет: она, похоже, брачная аферистка...
- Я не буду утверждать, что с ее стороны была огромная любовь, но она относилась к нему честно и по-доброму, с уважением - в этом я уверена на 100%!