Чиновникам запретят хулиганить в интернете
Среди тех, кто откажется от автомобиля в пользу общественного транспорта, разыграют 4 кг золота
Поляки запретили Винни-пуха за наготу
Приживутся ли «хлебные» династии нашего века.
В СССР было много династий - сталевары, шахтеры, колхозники. И это приносило большую пользу стране и людям. Нынче в РФ новый династический бум.
Фонд «Петербургская политика» опубликовал доклад «Преемники 2.0 (аристократы)». Поводом для исследования стало появление в органах власти, руководстве банков, госкорпораций и нефтегазовых компаний - короче, на очень хлебных местах - молодых людей с известными фамилиями. Особенно заметной эта ротация назначенцев стала после формирования нового правительства России.
«Перестановки 2018 года вернули на повестку дня еще один путь кадровых изменений - продвижение по службе относительно молодых чиновников - детей или других близких родственников действующих влиятельных политических фигур, - пишут авторы доклада. - Самым знаковым стало назначение министра сельского хозяйства РФ, однако накопление подобных примеров (назначения в АЛРОСА, Россельхозбанке, ВТБ, Внешэкономбанке, Объединенной авиастроительной корпорации) и ранее свидетельствовало, что вариант использования «аристократического» (в другой терминологии «династического») критерия при кадровых решениях не рассматривается российским руководством как заведомо неприемлемый и неуместный».
В советские времена это явление существовало в принципиально ином формате. Делом чести для внука было стать лучшим по профессии на своем заводе, если передовиками были и его предки.
Но среди партийного, советского и прочего начальства семейственность не приветствовалась и не афишировалась. Имелись негласные, но жесткие ограничения: потолком роста для наиболее статусных родственников был уровень заместителя министра, иногда они занимали высокие позиции в различных сферах жизни, не связанных с системой управления. Известный пример - зять Л. Брежнева Юрий Чурбанов, взлетевший до первого заместителя министра внутренних дел СССР.
Тогда в стране ходило много анекдотов о подобных семейных кланах. Сегодня близким родственникам - карт-бланш и широкая кадровая дорога. Например, 29 мая исполняющим обязанности главы ЯНАО был назначен 30-летний Дмитрий Артюхов, сын вице-спикера Тюменской облдумы и функционера «Единой России».
Династический бум, по мнению авторов доклада, несет проблемы: «Самые очевидные из них связаны с двойственным отношением общества, отсутствием политических традиций, недовольством со стороны «худородных» карьеристов». В обществе «пока не оформилась готовность к публичному признанию аристократического характера российского политического режима».
И главное - далеко не факт, что выдвиженцы по династической линии будут эффективными и добросовестными работниками.
Свое видение на озвученную в материале тенденцию высказал нашему изданию лидер движения «Новая Россия», директор Института актуальной экономики Никита Исаев:
- Проблема «аристократизации» власти в нашей стране, действительно, существует, и является сильным раздражителем для населения, которое справедливо не понимает, по какому праву двадцати-тридцатилетние дети чиновников занимают все «сытные» места.
Это, при отсутствии каких-либо эффективно функционирующих социальных лифтов, значительно повышает градус социальной напряжённости и в перспективе может стать одним из факторов, серьезно угрожающих стабильности политической системы.
Власти понимают необходимость обновления и омоложения политических элит, но опасаются пускать на ключевые позиции случайных людей не из собственного, достаточно узкого круга, поэтому прибегают к назначениям своих детей, чтобы иметь возможность сохранения за собой определённых рычагов распределения финансовых ресурсов и политического влияния. Это делает систему государственного управления ещё более замкнутой и менее эффективной.
Такие тенденции прослеживается и на федеральном уровне, и в регионах, где местные элиты выстраивают собственные мини-империи, заключая тактические и стратегические союзы, иногда даже закрепляя их «династическими браками», каким бы отголоском средневековья это не выглядело со стороны.
Единственным выход - реальные социальные лифты. Как бы избито это не звучало. Политическая и экономическая конкуренция - залог эффективности.
Нужны законодательные меры, которые бы признали конфликтом интересов назначение детей чиновников на руководящие посты в госкорпорациях. Естественно, речь не идёт о полном запрете политической деятельности для детей власть имущих, но свои посты они должны получать в честной конкурентной гонке.
Если этого не сделать, то ситуация рискует обернуться социальным взрывом, который не оставит от «новой аристократии» камня на камне.