Без малого два года назад в стране произошло невероятное событие - людям стали раздавать землю.
Правда, на Дальнем Востоке, но зато совершенно бесплатно. Журналисты «МН» попытались понять, что ждет человека, решившего вступить в проект «Дальневосточный гектар».
Впервые москвич Нарек Оганисян увидел свой будущий остров под названием Чакмут в интернете. Он небольшой - всего в 3 гектара. До берега 300 метров, которые легко можно пройти пешком, - вода здесь не поднимается выше колена. На самом острове есть пляж, а посередине растет хвойный лес. Райское место для тех, кто хочет тишины и уединения.
Сам Нарек, правда, не искал ни того ни другого. Он собирается развивать собственный бизнес и известие о начале проекта «Дальневосточный гектар» воспринял с энтузиазмом.
Государство предложило гражданам страны землю - по гектару на человека, причем совершенно бесплатно. Соискателям обещали санаторные условия: выбрать и оформить землю можно, не выходя из дома. Никаких бюрократических проволочек.
Власти предложили даже помощь новым переселенцам, например за бюджетные деньги провести к месту жительства дорогу, электричество и все необходимые коммуникации. Правда, сразу оговаривалось, что на такую щедрость могли рассчитывать лишь те, кто селится на неосвоенных землях коллективом, образуя что-то вроде коммуны.
На специально созданном сайте есть интерактивная карта, на которой выделены участки, ждущие новых владельцев. Земля, уже находящаяся в чьей-то собственности, выделена серым цветом, а та, которую могут оформить на себя участники проекта, - зеленым. Надо обвести курсором приглянувшийся участок, нажать Еnter, и полдела сделано - заявка отправлена.
Потребуется еще немного усилий для того, чтобы собрать нужные документы и скинуть их в электронном виде прямо на Дальний Восток. Ответ чаще всего приходит через пару недель.
Москвич Оганесян стал хозяином своего острова всего за месяц. По задумке Нарека, уставшие от цивилизации горожане со всего мира будут приезжать на дикие просторы Дальнего Востока и проходить квест - искать зарытый клад, точно как в сказке про пиратов.
Бизнесмен с энтузиазмом рассказывает о растениях, которые можно увидеть на его острове, как здесь устроена сотовая связь, с какими трудностями придется столкнуться при установке дизельных генераторов и что означает название Чакмут на языке местного народа гиляки.
«Вы, наверное, выросли на Дальнем Востоке?» - интересуюсь у Нарека. «Нет, я там ни разу не был. Даже на своем острове. Вот только собираюсь туда полететь», - отвечает собеседник.
Бывший «гектарщик» Владимир Козлов из Краснодарского края, наверное, улыбнулся бы такому оптимизму молодого москвича.
Еще год назад он также верил в свою удачу.
Этот человек страстно убеждал жену, трех взрослых сыновей и брата в том, что только на Дальнем Востоке им светит счастье. В свое время Козловы уже держали птицеферму у себя дома, но с бизнесом пришлось распрощаться - сбывать готовый товар было некуда, мелких предпринимателей беспощадно душили крупные агрохолдинги и третировали нечистые на руку чиновники.
«А Хабаровский край - другое дело! Там только все начинается, да еще и власти поддержат - куда денутся, это же президентский проект!» - агитировал близких несостоявшийся фермер. И они согласились.
Выбрали на интерактивной карте участок земли.
«Конечно, все делали по интернету. Смотрели спутниковые карты, переписывались с хабаровчанами, которые в курсе того, что происходит в их области. Лететь самим к будущему месту жительства не было возможности - одни только билеты обошлись бы в 50 тысяч на человека», - рассказывает Владимир.
Вскоре все формальности были улажены, и Козловы отправились в Хабаровск. Из города - почти 3 часа на арендованном джипе по разбитой донельзя асфальтированной дороге, потом - по проселочной.
Последние 2 километра до собственного участка пришлось идти пешком - машина то и дело норовила застрять, и неизвестно, кто ее в этой непроходимой глуши вытаскивал бы.
«Место красивое, конечно. Но ни электричества, ни газа, ни водопровода там не было. Просто участок земли на опушке возле леса. Мы готовились к этому, но не рассчитали самое главное - вместо дороги, указанной на карте, была глубокая разбитая колея. И ездить здесь можно только на тракторе», - говорит Козлов.
Сегодня он уже вернулся обратно в Краснодарский край и рассказывает по интернету будущим покорителям Дальнего Востока о «прелестях» жизни в этом крае.
Снег здесь сходит только к началу мая, а в отдельных районах лежит до июня. С середины октября уже стабильный минус. Морозы ниже минус 40 за стихийным бедствием никто не считает, даже школы и детские сады работают исправно. В июле вполне может быть плюс 35 без ветра, зато с влажностью 100 процентов.
«Летом начинается сущий ад! Стоит духота, от которой деться некуда, появляется мошка, которая забивает все живое вокруг. Чуть позднее к ней присоединяются оводы, слепни, которые жрут так, что хруст стоит! И все это вперемешку с миллионами комаров... А так здесь очень красиво, природа, воздух» - это тоже рассказ одного из «гектарщиков».
«Плодородный слой тонкий и чахлый, под ним - глина и камни. Ничего толком не растет. Либо теплицы надо ставить, что опять же стоит денег, и немаленьких. И землю завозить придется», - делится опытом еще один переселенец, объясняя, почему о сельском хозяйстве здесь лучше забыть. Оно возможно лишь в отдельных районах с более щадящим климатом, но там все участки давно уже заняты местными жителями.
Нынешний проект часто сравнивают с реформами Петра Столыпина, когда в Сибирь и на Дальний Восток переехало около 4 миллионов крестьян. Они получали землю в собственность и широкую господдержку.
Но тогда крестьянство составляло более 85% населения, и земля была мерилом богатства. Сегодня в деревнях осталось не более 25% населения, сельчане мигрируют в города. Свободной земли много в каждом регионе, а спроса на ее возделывание нет.
В пресс-службе Агентства по развитию человеческого капитала на Дальнем Востоке отметили, что порядка 77 процентов заявок предсказуемо поступают от жителей региона. Бизнесом заниматься хотят немногие - 40 процентов получателей «дальневосточных гектаров» собираются построить на дармовой земле дачи. Есть заявители из Москвы, Санкт-Петербурга, Краснодарского края и Свердловской области, но их меньше трети.
Эксперты уже сейчас видят в проекте множество проблемных моментов. Вероятно, переселенцу придется взять кредит на строительство дома и организацию бизнеса.
Первые пять лет пользование землей бесплатное. Но затем придет время отчитываться перед чиновниками о том, как была освоена земля. Если они сочтут, что освоение проходит качественно, - территория оформляется в собственность. Но вот четких регламентов, по которым определяется успешность работы, не существует.
Нет никаких гарантий, что у человека, который вложил все свои сбережения в землю, не попросят за бесплатную передачу в собственность солидный откат. Иначе власти просто откажут в продлении договора.
Учитывая традицию отжатия бизнеса в России, есть вероятность, что гектар, где уже будет развито новое дело, захочет получить кто-нибудь из высокопоставленных госслужащих. И обиженным покорителям Дальнего Востока придется его покинуть.