Есть распространенное заблуждение, что Россия может только сырье экспортировать. «Ничего подобного!» - опровергают устоявшийся стереотип лидеры современного российского образования.
Президент РФ в бюджетном послании - 2018 призвал вдвое увеличить число иностранных студентов в России и довести их количество до 500 тыс. человек. Появился и приоритетный проект «Развитие экспорта российской системы образования».
Среди инструментов исполнения главное место занимают экономические. Это и прибавка к бюджету, которая исчисляется не только налогами, но и суммами, вносимыми иностранными студентами за получение образование. Это и все сопутствующие расходы в пользу нашей экономики - перелеты студентов, их родителей и членов семей, проживание, спрос, отдых.
Конечно, важны и социальные последствия - развитие толерантности, социальная адаптация и даже эффекты политические: выпускники российских вузов на всю жизнь хранят трепетные чувства к России, ее культуре, географии. Ну а те из них, кто становится президентами и премьер-министрами, сохраняют позитивное отношение к нашей стране, которое измеряется не только и не столько в экономических параметрах.
В настоящее время в мире насчитывается около 140 млн студентов, в том числе 4 млн человек - иностранные студенты, их число по данным ЮНЕСКО возросло до 8 млн человек к 2016 году.
Рынок онлайн-образования пока скромнее, однако развивается очень высокими темпами. По оценкам ВТО, он оперирует огромными объемами финансовых ресурсов (около $100 млрд в 2008 г. и $600-800 млрд по экспертным оценкам, будет к 2030 г.), идет жесткая конкурентная борьба между странами за место на этом рынке.
Россия старается не отставать, а в чем-то и опережать иностранных коллег. Экспорт лучшего, что есть сегодня в отечественном образовании - одна из задач Института государственной службы и управления (ИГСУ) РАНХиГС.
Приоритетный проект «Развитие экспортного потенциала российской системы образования» здесь начал осуществляться в мае прошлого года, а завершится должен в ноябре 2025 года. Речь идет об успешном выводе в международное образовательное пространство онлайн-образовательных программ.
- Сначала была создана актуальная база онлайн-курсов и программ на иностранных языках. Эти курсы и более 150 программ разрабатывались 40 российскими университетами. Мы определили самые привлекательные для иностранных пользователей направления обучения, - рассказала Елена Пономаренко, директор Российско-французского центра ИГСУ. - И одним из основных аспектов повышения конкурентоспособности университетов является внедрение дистанционных технологий в образовательный процесс.
Для этого командой ИГСУ была создана инфраструктура из ряда компонентов. Например, успешно функционирует сайт-каталог www.coursesinrussia.com, который рассказывает о наиболее востребованных онлайн-курсах российских университетов, представленных как на внешних, так и на внутренних ресурсах. Иностранные коллеги наших преподавателей, студентов и ученых с удовольствием и активно пользуются дистанционными курсами, посвященными России.
- Их очень привлекают наши знания в области информационных технологий, математики, естественных наук, в том числе физики и химии. Интерес вызывают и междисциплинарные курсы, - говорит Елена Пономаренко. - И именно востребованность иностранными слушателями делает вывод таких курсовых программ на международные открытые ресурсы наиболее эффективным.
Справка: Онлайн-курсы сегодня предлагают и ведущие американские платформы, и китайские, и индийские. А российская ведущая платформа Open.edu пока на девятом месте. Однако, возможность обучения даже в онлайн-университетах уже есть. Возможность перезачета курсов (условно - Гарварда) в своих основных образовательных программах уже есть. И это формирует требования к качеству образования, возможности недорого его получить, а также учиться в разных университетах мира одновременно