Правительство обсуждает внедрение в РФ 6-летней нематериальной субсидии участникам национального проекта по повышению производительности труда, сообщает «КоммерсантЪ». Кабмин, в частности, обсуждает распространение эксперимента Минэкономики по перестройке системы управления предприятиями, как государственными, так и частными. Это потребует переобучения около 80 тысяч человек на 10 тысячах крупных и средних предприятий РФ вне сырьевого сектора.
Нацпроект, согласно предварительной информации, может носить название «Повышение производительности труда и поддержка занятости». Паспорт проекта и дополнения к нему направлены разработчиком, Минэкономики, премьер-министру Дмитрию Медведеву 29 июня. Вице-премьером — куратором нацпроекта является Антон Силуанов, руководителем — министр экономики Максим Орешкин, в проекте три федеральные программы, для которых руководителем является заместитель главы Минэкономики Олег Фомичев.
Общая стоимость проекта составляет порядка 156 млрд руб. в 2019–2024 годах. Общий масштаб предлагаемой Минэкономики работы — переобучение работников несырьевых предприятий, в том числе транспортных и сервисных, и соответственная перестройка управления этими компаниями собственниками. В силу этого, очевидно, обучение преимущественно затронет управленцев средних компаний.
Инициатива правительства по повышению производительности труда, безусловно, полезная, особенно с учетом отставания России от лидирующих стран в несколько раз, если считать производительность труда по доли подушевого ВВП на количество отработанных часов, полагает директор центра экономических исследований университета «Синергия» Андрей Коптелов.
Фактически, считает он, государством создается консалтинговый проект по повышению производительности труда, с общегосударственным масштабом и серьёзным бюджетом.
Если поделить количество сотрудников, которых будут учить в рамках проекта на планируемый бюджет проекта в 2019-2024 годах, то получится почти по два миллиона рублей на одного обучаемого.
Учеба – дело хорошее, да и идеи от тренеров и консультантов будут получены правильные. Но, по мнению Коптелова, сложности возникнут с внедрением инновационных предложений на практике, ведь хорошо известно, что до 30% усилий тратится на разработку управленческого решения и более 70% на его внедрение в существующее рабочие процессы. Будет мешать и недостаточность материальной базы, и слабое знание новых информационных технологий, и излишние затраты на взаимодействие с государственными и муниципальными органами.
И если в рамках инициативы удастся не только обучить специалистов от различных компаний, но и улучшить среду ведения бизнеса в России за счет снижения административных барьеров через уменьшение контрольно-надзорных функций, то это станет серьёзным подспорьем в части повышения производительности труда в российской экономике. Хорошо, добавляет Андрей Коптелов, если в российских компаниях после программы появится 80 тыс. специалистов, желающих применить полученные методы в своей практике, главное, чтобы генеральные директора и акционеры поддержали изменения в существующих рабочих процессах.
И все же, уверен сопредседатель «Деловой России» Андрей Назаров, перестройка системы управления государственными и частными предприятиями, конечно, правильная мера. Однако пока сложно сказать, что она сильно простимулирует экономику в краткосрочной перспективе. Все-таки пока это точечные меры. И без сильного потребительского спроса повысить производительность предприятий вряд ли удастся.
Хотя в прошлом году он выровнялся, о полном укреплении пока говорить нельзя, уверен эксперт. Более того: рост производительности труда сдерживают трудности в получении кредитов на развитие и отсутствие доступного финансирования, поэтому без устранения этих препятствий какого-то реального продвижения ожидать не стоит.
Подобная правительственная инициатива лишний раз доказывает несостоятельность системы образования и профессионального обучения, признает генеральный директор ассоциации сервисных компаний "Русервис" Алина Попова. И логично предположить, говорит она, что подготовка кадров на предприятии - это задача специализированных учебных заведений, которые уже финансируются из бюджета. То есть выделять деньги на образование и подготовку специалистов, а потом снова выделять деньги на то, чтобы учить сотрудников предприятий с самого начала или переучивать? В чем логика?
Что мешает вводить предпринимательство и экономику предприятий ещё в средней школе, задается вопросом эксперт. Что мешает пересмотреть программы колледжей и техникумов и готовить персонал под запросы конкретных предприятий, если речь идёт о рабочих профессиях? Что мешает предприятиям заключать договора с ВУЗами и предлагать выпускникам писать дипломные работы на темы эффективного управления предприятием и его модернизации? Что мешает сделать подготовку кадров национальным проектом, используя уже имеющиеся ресурсы и бюджеты?
Сами предприятия - это участники рынка, то есть они должны быть конкурентными. Это значит, объясняет Алина Попова, что не субсидию на подготовку кадров надо давать, а налоговые льготы и доступы к госзаказам за грамотное отношение к персоналу и его квалификации. Не могу сказать, что я поняла и разделяю инициативу. Скорее, в этом заключен повод для коррупционных нарушений и не целевого использования средств. А что касается определений и понятий, то производительность труда всегда была мерой, определяющий объем производимой продукции по отношению к затратам. И ничего нового тут не будет, уверена аналитик.
В данном контексте сейчас есть гораздо более важный аспект, на который стоило бы обратить внимание властям, говорит юрист и правозащитник , общественный уполномоченный по правам предпринимателей Александр Хуруджи. В России вокруг бизнеса настолько жестко закручены гайки, он находится в столь жестких условиях, что одно лишь переобучение не повысит производительность. Тем же управленцам по большей части приходится прилагать знания не к тому, как производство развивать, а как не стать участником преследования – как административного, так и уголовного.
«Да, – говорит эксперт, производительность – архиважная задача для нашей экономики. И это здорово, что Минэкономики активно продвигает данный вопрос. Вот только он требует комплексного решения, в его решение должны быть вовлечены многие министерства и ведомства».
Для частного бизнеса эта программа может стать «стимуляцией стреноженной лошади». Вместо того, чтобы освободить ей путы, мы бьем плетью ее сильнее и удивляемся, почему она не проявляет чудеса прыти, отмечает Александр Хуруджи. А ведь повышение производительности – это прямой и самый верный путь к увеличению благосостояния своего предприятия. В сегодняшних условиях этот стимул не работает.
*Экстремистские и террористические организации, запрещенные в Российской Федерации: «Свидетели Иеговы», Национал-Большевистская партия, «Правый сектор», «Украинская повстанческая армия» (УПА), «Исламское государство» (ИГ, ИГИЛ, ДАИШ), «Джабхат Фатх аш-Шам», «Джабхат ан-Нусра», «Аль-Каида», «УНА-УНСО», «Талибан», «Меджлис крымско-татарского народа», «Мизантропик Дивижн», «Братство» Корчинского, «Тризуб им. Степана Бандеры», «Организация украинских националистов» (ОУН).
Оставить комментарий