Independent-press.ru | РИА "Независимая пресса" - независимые новости со всего мира
 
  • 13:17 – Всероссийская практическая конференция "Земельно-имущественные и градостроительные отношения: изменения 2023-2024" 
  • 22:21 – В Пятигорске обучили преподавателей и специалистов вузов из Донецкой и Луганской народных республик 
  • 08:10 – Патриотизм: вымирание и безысходность Украины 
  • 19:34 – Оскопление памяти. Киев заставляют забыть, кто его освободил от нацистов 
2022

Киевский Жук, который напоил Москву

Киевский Жук, который напоил Москву

Если есть на земле олицетворение понятия «социальный лифт», то это он -- человек и пароход, зек и герой, инженер и гидростроитель, генерал и академик, канал и институт. В Москве, которую иногда называют «портом семи морей». И он к этому непосредственно причастен.


Этот человек только в советский «архипелаг ГУЛАГ» попадал дважды. И дважды из него выбирался. Первый раз – реально, в 1931 году, когда был арестован ОГПУ СССР по делу «Весна», с помощью которого чекисты «чистили» Красную армию от бывших царских и белогвардейских офицеров. Как и сотни других офицеров, поверивших и даже воевавших за советскую власть, обвиненных, разумеется, в контрреволюционной деятельности, он тоже был обвинен в контрреволюционной деятельности и осужден. Дело это еще называют «гвардейским», потому что судили еще императорскую гвардию, честь и славу русского офицерства. Было расстреляно более тысячи человек, которые во многом обеспечили победу в гражданской войне. Красной гвардии. Он тоже был из гвардии. Только белой. 


Но его не расстреляли, а направили на строительство Беломорско-Балтийского канала, что и стало для него нестоящим звездным часом. 


Второй раз его имя упомянул в своей книге «Архипелаг ГУЛАГ» уже Александр Солженицын, назвав одним из «главных подручных у Сталина и Ягоды, главных надсмотрщиков Беломора, шестерых наемных убийц», на совести которых гибель десятков тысяч людей («записывая по сорок жизней на каждую тысячу»). Книга Солженицына вышла на Западе в 1973-1975 годах, и к тому времени этого человека уже как 16 лет не было в живых. Но его родные, соратники, друзья, коллеги и сторонники возмущались и требовали от Солженицына убрать фамилию из числа убийц и не бесчестить доброе имя. 


Солженицын сначала отвечал, что его написанная не на архивных данных, а на воспоминаниях 257 бывших зеков сталинских лагерей книга – лишь «опыт художественного исследования» той страшной действительности, а значит, именно так к ней следует относиться. И что никаких изменений в текст он вносить не будет, так как «тема для автора закрыта, и он не собирается к ней возвращаться». Однако в последующих изданиях «Архипелага ГУЛАГа» фамилии нашего героя уже нет, и «сталинских убийц» уже пять, а не шесть. Упрямый и обычно непреклонно-несгибаемый нобелевский лауреат поправил свой обессмертивший его текст, а это, согласитесь, дорогого стоит. А наш герой человек был реабилитирован реально навсегда освобожден от морального груза и в вечности.


Звали этого человека Сергей Яковлевич Жук. Он -- один из двух киевлян, захороненных в Кремлевской стене на Красной площади в Москве. И вместе с земляком, командармом 1 ранга и бывшим полковником императорской армии Сергеем Каменевым он забыт сегодня в Киеве. И в Украине вообще. Хотя сам себя все время считал украинцем. А большинство гидротехнических сооружений советского периода в республике так или иначе пользовались его наработками и научно-практическими принципами в области масштабного гидростроения.


А еще этот киевский Жук прожил поистине уникальную жизнь и действительно неслабо проехался в «социальном лифте» на тектоническом изломе двух эпох, гибели строго, рождения и становления нового миров. Новому миру он помог, органично вписавшись в него. И пройдя по жизни путь от киевского гимназиста и до офицера-белогвардейца, который только через плен перешел в Красную армию, до советского инженера и зека ГУЛАГа, который стал кавалером ордена Ленина, Героем Социалистического труда, академиком и лауреатом Сталинской премии, который нашел свой последний приют в Кремлевской стене. Среди тех 115 человек, которые в разной степени олицетворяли собой гордость и честь, славу и достижения как советской страны, так и мирового коммунистического и рабочего движения.


Родился Жук 23 марта (4 апреля) 1892 года в городе Киев в семье служащего. Учился во 2-й Киевской гимназии, а после смерти отца был зачислен в Орловский кадетский корпус. В 1914 году, с началом Первой мировой войны, поступил в Петроградский институт гражданских инженеров, через год перевелся на второй курс Института инженеров путей сообщения, который, по официальной биографии и закончил в 1917-м. По неофициальным же данным, в связи с острой нехваткой офицеров был переведен для дальнейшего обучения в Алексеевское военно-инженерное училище в Киеве, из которого в ноябре 1916 года вышел инженером-сапером в саперный батальон в Сибири. Там его и застала гражданская война, которую он начал в армии «повелителя Сибири» адмирала Александра Колчака.  


В 2019 году с остатками армии Колчака подпоручик Жук попал в плен и работал по специальности уже при Красной армии. И уже тогда пытается заняться своим любимым дело, которым он сам себе определил инженерию и гидротехнику в гидростроительстве. Еще 1917 году он, согласно его воспоминаниям, получив большую золотую медаль за разработку дипломного проекта «Водный путь от Онежского озера до Белого моря».


В 1921—1922 годах Жук работает в Северо-Западном водном управлении, затем, окончательно перейдя в Красную армию на службу, преподает преподавал инженерное дело в Объединенной Киевской военной школе имени, кстати, упомянутого земляка Сергея Каменева, в Сумской артиллерийской и в Полтавской пехотной школах. В своей автобиографии Жук называет «переломным» 1924 год. Тогда он, перейдя в наркомат путей сообщения и испытывая   недостаток производственного опыта, покидает Ленинград, и идет работать простым подрядчиком на строительство шлюза и плотины на реке Шексне на Вологодчине.


Через 3 года Жук снова возвращается к проектной работе и в 1928 году даже едет в командировку в Германию для изучения вопросов строительства и эксплуатации каналов. Это тоже предопределило его арест 10 января 1931 года и обвинения в причастности к контрреволюционной офицерской организации, работавшей в интересах «иностранных врагов». Так он и попадает на строительство Беломорканала, работает там простым инженером.


Уже через год после ареста, в 1932 году его амнистировали и даже условно-досрочно освободили -- «для более эффективного использования на строительстве». И он даже переходит в органы безопасности (НКВД), курирующие строительство и безжалостно обеспечивающие ее рабсилой из числа заключенных, и так хорошо и продуктивно работает заместителем главного инженера «Беломорстроя», что уже в августе 1933 года, к моменту пуска канала в строй, награждается своим первым орденом Ленина.


После Беломорканала Жук был откомандирован на строительство следующего важного объекта – канала Москва-Волга и уже в декабре 1933 года стал его главным инженером, а в 1936 году получает звание дивизионного инженера. Под непосредственным руководством Жука на 128 километрах канала было сооружено более 200 различных гидротехнических сооружений. Канал был пущен в строй уже в марте 1937 года, а Жук за исключительные заслуги в строительстве был даже награжден легковой автомашиной «ЗиС».


Дальше Жук только разрабатывает проекты и воплощает из в жизнь. Даже в годы Великой Отечественной войны он либо строит новые гидрообьекты и гидроузлы, либо приспосабливает для военных нужд старые, и 22 февраля 1943 года ему было присвоено воинское звание «генерал-майор инженерно-технической службы».


Тогда же, сразу после окончания Сталинградской битвы, начались проектно-изыскательские работы по строительству канала Волга–Дон. И опять под непосредственным руководством Жука. В феврале 1948 года начались земельные работы, и уже 31 мая 1952 года в 13 часов 55 минут между 1-м и 2-м шлюзами слились воды Волги и Дона. С 1 июня по каналу уже началось движение судов, и каналу было присвоено имя Ленина. Это был очередной рекорд страны Советов: под руководством Жука было вынуто 150 миллионов кубометров земли и уложено 3 миллиона кубометров бетона, для прохождения полного пути из Волги в Дон было сооружено 13 шлюзов, разделенных на Волжскую и Донскую шлюзовые лестницы. 


В ходе строительства Волго-Донского канала Жук дважды становился лауреатом Сталинских премий, получил еще два ордена Ленина и орден Красного Знамени. А 19 сентября 1952 года за особые выдающиеся заслуги ему было присвоено звание Героя Социалистического Труда.


В 1953 году Жук избран академиком Академик АН СССР по направлению «гидротехника» и возглавил фактически выпестованное им и его командой Управление проектирования, изысканий и исследований для строительства гидротехнических сооружений, ставшее впоследствии институтом «Гидропроект» Министерства электростанций и электропромышленности СССР (ныне Всероссийский проектно-изыскательский и научно-исследовательский институт «Гидропроект» имени Жука). До последнего своего дня академик и генерал Жук руководит работами по Сталинградской, Саратовской гидроэлектростанциям на Волге, Воткинской и Нижнекамской на Каме и другим гидротехническим сооружениям. Умер он 1 марта 1957 года и был похоронен в Кремлевской стене. Кроме «Гидропроекта», имя Жука присвоили теплоходу в Украине в Днепродзержинске, улицам в некоторых городах. 




Но главное в другом – после этого человека стране и ее науке остался обобщенный научно-исследовательский, конструкторский и исполнительский опыт гидроэнергетического строительства и целая уникальная школа гидротехников. И уже не так и важно, работал он, бывший белогвардеец, ставший красным инженером в погонах, так неистово, потому что поверил в новый мир. Или же без веры трудился так сознательно, чтобы спастись от возможной расправы, которую он видел собственными глазами в каждом зеке ГУЛАГа, зачастую безвинно уложенном в фундамент его великих строек. В КПСС Жук вступил лишь в 1942 году, но его каналы стали памятниками тому великому и страшному времени. 

И именно работа киевлянина Жука сделала Москву «морским городом», портом пяти или даже семи морей.



Беломорканал, канал имени Москвы и Волго-Донской каналы соединили Москву с Белым, Балтийским, Каспийским, Азовским и Черным «естественными» морями, и двумя искусственными – Московским (Иваньковским) и Рыбинским. А есть же еще семь водохранилищ-рукотворных морей: Химкинское, Клязьминское, Пироговское, Пестовское, Учинское, Пяловское и Икшинское. Кроме того, Жук напоил столицу в прямом и переносном смыслах – по каналу имени Москвы в столицу пошли основные массивы питьевой и технической воды. И это спасло Москву от техногенной, экологической и даже гуманитарной катастрофы. В конце 1920-х годов Москва-река настолько обмелела, что у Кремля ее можно было перейти вброд. А теперь, как видим, ничего. И не Жук виноват в экологических проблемах Москвы – и реки, и города.


…И, может быть, именно поэтому в современной Украине Жук и предан забвению – за то, что напоил «москалей». А может, еще и потому, что на фоне его свершений еще отчетливее стало бы видно, что он строил, а нынешние – только разрушают. Причем в Украине, которой они так клянутся в любви. И не только в ней…


5 мая 2021 г. Москва. Владимир Скачко




*Экстремистские и террористические организации, запрещенные в Российской Федерации: «Свидетели Иеговы», Национал-Большевистская партия, «Правый сектор», «Украинская повстанческая армия» (УПА), «Исламское государство» (ИГ, ИГИЛ, ДАИШ), «Джабхат Фатх аш-Шам», «Джабхат ан-Нусра», «Аль-Каида», «УНА-УНСО», «Талибан», «Меджлис крымско-татарского народа», «Мизантропик Дивижн», «Братство» Корчинского, «Тризуб им. Степана Бандеры», «Организация украинских националистов» (ОУН).



Оставить комментарий


Загрузка...

Ваше Имя:
Ваш E-Mail:
*
  • Сегодня
  • Комментируют
  • Читаемое
Загрузка...
ActionTeaser.ru - тизерная реклама