В РФ озвучили план по увеличению объёмов переработки мусора с действующих 4—5% до 80% к 2030 году. Однако реформа в этой сфере тормозится представителями местных властей и «лобби» в лице владельцев мусорных полигонов, которым невыгодно перенаправление отходов на предприятия для переработки, пишет EurasiaNet.
Россия заявила о намерении перейти на принципиально новую систему обращения с отходами, которая предполагает постепенный отказ от захоронения на полигонах с последующей переработкой отходов на специальных предприятиях. Согласно плану, реформа должна увеличить объём переработки твёрдых коммунальных отходов с нынешних 4—5% до 80% к 2030 году.
Однако мусорная реформа, стартовавшая в 2015 году, тормозится множеством проблем, угрожающих привести к полному её сворачиванию. Причины, с одной стороны, в низкой собираемости экологического сбора в бюджет, на деньги которого предполагается организовать раздельный сбор мусора и его переработку. С другой стороны, государство, по непонятной причине, вместо создания контейнерных площадок и предприятий по сортировке по-прежнему вкладывает деньги в строительство новых полигонов и мусоросжигательных заводов. Наконец, противниками раздельного сбора отходов выступают владельцы полигонов, которым невыгодно перенаправление мусора на предприятия переработки.
Суть реформыПоправки в закон «Об отходах производства и потребления», вступивший в силу в январе 2015 года, обязали каждый субъект РФ разработать территориальную программу по обращению с коммунальными отходами и выбрать оператора для организации их сбора, транспортировки, переработки и захоронения. Согласно разъяснениям юристов британской аудиторско-консалтинговой компании Ernst&Young, производители и импортёры определённых товаров в России обязаны были с 2016 года начать ежегодную утилизацию отходов от их использования — в количестве до 30% таких товаров, выпущенных в обращение в России в предыдущем году.
Для выполнения этого требования производители и импортёры самостоятельно должны создать инфраструктуру сбора и утилизации или договориться об этом с оператором по обращению с отходами, либо создать объединение предприятий, которое будет нанимать сборщиков и переработчиков, следует из пояснений Лиги переработчиков макулатуры (объединяет около 60 компаний, перерабатывающих 80% всей макулатуры в России). В противном случае, начиная с 2017 года, производители и импортёры должны были начать платить экологический сбор. Его ставка зависит от характера отходов. В случае с бумагой и картоном (самая ходовая категория макулатуры) — это 2378 рублей за тонну, в случае с пластиком — 3844 рубля, с металлической тарой — 2423, со стеклом — 2564.
Размер экологического сбора зависит от требуемого размера утилизации. К примеру, в 2016 году товаропроизводителей обязали утилизировать в среднем от 5 до 20% отходов (в зависимости от товара), в 2017 году — от 10 до 30%. Это значит, что при ставке утилизации 20% на бумагу и картон (2378 рублей за тонну) производитель, если не занимается утилизацией, платит в бюджет в виде сбора всего лишь 237,8 рубля за тонну. В ближайшие три года норматив по всем группам товаров вырастет незначительно: самый высокий будет на бумагу — 45% к 2020 году.
На деньги от уплаты экологического сбора государство должно создавать систему раздельного сбора и строить заводы по утилизации отходов. Однако в 2017 году федеральный бюджет от уплаты сбора вместо ожидаемых 6—10 млрд рублей получил только 1,5 млрд рублей. Вероятно, из-за недостаточно высоких ставок сбора. Вдобавок ко всему, большинство товаропроизводителей предпочли не платить сбор и самостоятельно утилизировать отходы. «Влиять на использование денег, уплаченных в российский бюджет [на то, как они будут потрачены], бизнес не может. Самостоятельное исполнение [утилизация] — это конкретное количество контейнеров, собранных отходов и объёмов переработки», — поясняет исполнительный директор ассоциации «РусПЭК» (объединяет крупнейших товаропроизводителей) и представитель Coca-Cola Любовь Меланевская.
Конфликт переработчиков и производителейСравнительно низкие ставки сбора и невысокие нормативы утилизации столкнули лбами переработчиков вторичного сырья и производителей товаров. Для первых самая острая проблема — сбор отходов для их повторного использования в качестве сырья, поэтому они заинтересованы в увеличении нормативов утилизации. Однако вторая сторона в лице «РусПЭК» заявляет, что в случае роста нормативов производители товаров перенесут эти расходы в стоимость своих продуктов — что, в конечном счёте, приведёт к росту розничных цен и инфляции.
«Отрасль уже перерабатывает 60% картонной макулатуры, и её катастрофически не хватает. Как при таком уровне переработки государство могло установить 20% на 2018 год? Это то же самое, что каждый из нас будет выносить мусор из квартиры только на 20%, а остальное складывать под ковёр», — сообщил EurasiaNet Денис Кондратьев, исполнительный директор Лиги переработчиков макулатуры. По его словам, «во всём мире» действует 100-процентный норматив.
Отметим, в случае с макулатурой возможности для переработки превосходят собираемые её объёмы. Например, в России ежегодно образуется 12 млн тонн макулатуры — а перерабатывается только 3,3 млн тонн, хотя построено мощностей на 4,15 млн тонн в год. С другими видами отходов ситуация может быть противоположная. Например, норматив утилизации пластмассовых упаковочных изделий в 2017-м и 2018 году составляет 10%, а фактически перерабатывается 40%, поэтому необходимо повысить норматив сверх действительных объёмов переработки, говорится в экологическом отчёте ОНФ за 2017 год.
Мусора много, но перерабатывать нечегоНовый закон предполагает переход от полигонного захоронения к утилизации. За год в России образуется около 70 млн тонн коммунальных отходов, и это только 1% от общего количества всего образуемого мусора в стране. По данным Greenpeace, на свалках и полигонах остаётся более 94% мусора, и только 4—5% направляются на переработку. Если к 2030 году в стране появится раздельный сбор мусора, то можно будет перерабатывать до 75—80% отходов, считают в Greenpeace. Сумму ежегодных потерь в экономике страны из-за отсутствия раздельного сбора мусора организация оценивает в сумму 232,8 млрд рублей.
Однако бюджетные средства выделяются на строительство новых полигонов и мусоросжигательных заводов, а не на создание контейнерных площадок или предприятий по сортировке мусора (примеры из Ленинградской, Костромской и Кировской областей). Владельцы полигонов, имеющие сильное лобби в административных кругах, не заинтересованы в организации раздельного сбора мусора, рассказали EurasiaNet собеседники на рынке переработки. В результате, говорят они, несмотря на большое количество мусора, он не доходит до переработчиков вторсырья, а отправляется на полигоны. Или, если они далеко от города, — в лес и в овраги. По данным Greenpeace, в России в 2016 году насчитывалось около 60 тыс. нелегальных свалок, и их количество ежегодно удваивается.
Раздельного сбора мусора не будетПереработчики бьют тревогу: если не увеличить нормативы и ставки экосбора, никакого раздельного сбора мусора в стране не будет. «Региональные операторы могут получить деньги на установку контейнеров для раздельного сбора только от уплаты экологического сбора. А что можно сделать при отчислении 200 рублей с одной тонны отходов? Ничего! Мы неоднократно обращались в Минприроды с просьбой увеличить нормативы, но нас не слышат», — говорит Денис Кондратьев. Лига переработчиков макулатуры приводит для сравнения в пример ставки экосбора в Евросоюзе, в пересчёте в рубли: на пластик — 15,9 тыс. рублей за тонну, на металлическую тару — 10,3 тыс. рублей.
Кроме того, каждый регион сам должен определить, какое количество отходов необходимо собирать раздельно. Если в региональных документах не прописана система раздельного сбора, то этот вопрос отдаётся на усмотрение оператора. При этом ответственность за отсутствие раздельного сбора нигде не зафиксирована. Юрист правоведческой фирмы «Дельфи» (работает в сфере лицензирования деятельности по обращению с опасными отходами) Наталья Беляева тоже считает, что раздельного сбора мусора в ближайшее время не будет. «В стране нет технологических проблем с переработкой мусора и сбытом переработанного вторсырья. Основная проблема со сбором. И пока он не организован, некоторые игроки из-за дефицита сырья разоряются», — говорит она.
Поставить устройства по приёму вторсырья или открыть пункты приёма от населения, как в Европе, в России пока невозможно из-за проблем в налоговом законодательстве. Самая главная из них — оплата физлицом 13% НДФЛ от сдачи вторичных ресурсов, за отмену которого сражаются переработчики. Государство считает, что человек, сдающий тару за деньги, получает доход, поэтому должен заплатить с него налог.
Сейчас в Госдуме рассматривается и уже принят в первом чтении закон об освобождении от НДФЛ доходов граждан от сдачи бытовой макулатуры. Однако переработчики вторсырья полагают, что принятый закон предлагает хорошие идеи, но подзаконные акты в нём нерабочие. Необходимо их изменить — и тогда бизнес сам начнёт инвестировать в эту отрасль, убеждены они.
*Экстремистские и террористические организации, запрещенные в Российской Федерации: «Свидетели Иеговы», Национал-Большевистская партия, «Правый сектор», «Украинская повстанческая армия» (УПА), «Исламское государство» (ИГ, ИГИЛ, ДАИШ), «Джабхат Фатх аш-Шам», «Джабхат ан-Нусра», «Аль-Каида», «УНА-УНСО», «Талибан», «Меджлис крымско-татарского народа», «Мизантропик Дивижн», «Братство» Корчинского, «Тризуб им. Степана Бандеры», «Организация украинских националистов» (ОУН).
Оставить комментарий