"А девочка созрела", - вот первое, что пришло мне в голову, когда фигуристка Евгения Медведева объявила об уходе от воспитавшей ее Этери Тутберидзе к канадскому тренеру Брайану Орсеру, и я тут не про пройденный пубертат. Вся эта история напоминает об одном из самых известных парней из Северной Кореи, а бурная реакция на нее со стороны болельщиков – о синдроме опустевшего гнезда.
Все эти разговоры про патриотизм или предательство любой из сторон, про "вывели в люди, а она неблагодарная", возможно, всего лишь попытка скрыть ужасное разочарование и неловкость. Нет, ну правда - чего все так всполошились? Ведь Женя остается российской спортсменкой. Но она решила упорхнуть из гнезда, она выбрала новые вызовы, хочет пойти дальше и получить больше, чем в России ей могут предложить.
А теперь подумайте - а если у нее вдруг получится? А если там она еще расцветет как пышная роза?
Наверное, многие боятся именно этого - принять тот факт, что на каком-то этапе здесь ей стало тесно, стало душно, стало скучно, и просто быть среди нас (!) оказалось для нее не самым главным и важным... мы оказались недостаточно хороши? Да просто - что, мы уже и здесь не самые-самые? Даже после олимпийского золота Сотниковой, Липницкой и Пхёнчхана?
На что похож отъезд Жени в Канаду?
Медведева и Орсер бросают вызов Тутберидзе >>
Так провожают из провинции целеустремленную девушку, только что поступившую в московский вуз на специальность, которую в родном Уренгое и знать не знали – скажут "ага, Москва ее поглотит, начнет тусоваться, зазнается". Потому что мы-то остаемся в Уренгое - у нас "зона комфорта", все дела.
Мне недавно попалось видео, где бельгийский тренер Касаткиной на ее "я не могу!" на корте ласково журчит ей: "Не говори так, просто попробуй, тебе же нравится здесь - давай побудем здесь еще пару часов, поиграем, вперед, моя чемпионка".
И вот нашумевшая документалка про Маргариту Мамун, где волосы дыбом встают от того, как две взрослые заслуженные женщины кричат будущей олимпийской чемпионке по художественной гимнастике, что она "придурок", "тварь", "скотина".
Вот эти все "он нам как отец", "она мне как мать"... но ведь можно же и без такой семейственности – уважать, не подавляя, отмечать недостатки, не проходя по неокрепшей детской психике катком.
Тарасова: Тутберидзе не должна была говорить о Медведевой как о предателе >>
"А разве с ними можно иначе?" – отрежет кто-то. И однозначный утвердительный ответ нам дают иностранцы, да тот же Массимо Каррера, который всегда умеет разделить ответственность между собой и игроками.
И поэтому про уважение и корректное отношение - это первый комплимент тренеру-иностранцу от любого спортсмена. А что говорят про Орсера? Именно – что он умеет работать со звездами (читай – знающими себе цену людьми), и в этом не только комплимент ему, но и как бы упрек нам.
Да, решение Жени "добежать до канадской границы" заставляет усомниться в нашей школе, в наших профессионалах, в наших ресурсах, оно отчасти про то, что снимите корону, дорогие тренеры, подвиньтесь и уберите свои "матюгальники".
В легендарном фильме из КНДР про парня со свирелью (того самого Хон Гиль Дона) суровый мастер надел совсем еще юнцу на ноги тяжеленные железные чулки и заставлял с утра до ночи прыгать и тренироваться, поучая его со всей строгостью. Но когда Хон вырос и скинул этот груз, то мог скакать как сайгак через деревья и дома (чем, конечно, до колик веселил зрителей, ну что ж, зато прогресс нагляднее не придумаешь). Только суровый мастер к тому моменту уже понял, что больше парню ничего не даст, и отпустил восвояси искать любовь и бороться с плохими ниндзя.
Фигуристка Медведева меняет тренера, но не гражданство >>
Я надеюсь, что Женя как исполняла свои сложнейшие прыжковые каскады, так и продолжит, но при этом наберет в своих программах новую высоту, почувствовав в сердце свою уникальность, а за спиной - крылья и получив не только огромный груз ответственности перед всей страной, но и свободу выбора.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.