В Украине не существует единой государственной системы учета погибших и раненых гражданских лиц во время боевых действий 2014-2018 годов, а региональные государственные органы и органы местного самоуправления Луганской и Донецкой областей имеют различные методические подходы к учету жертв войны (или вообще не ведут учета). Поэтому есть определенное расхождение в полученных цифрах по погибшим, раненым и пропавшим без вести. Об этом говорится в первом исследовании правозащитников о последствиях военного конфликта для гражданских жителей на востоке Украины – докладе «Потери гражданского населения в результате военного конфликта на востоке Украины (2014-2018 гг.)», обнародованном Харьковской правозащитной группой (ХПГ).
По данным мониторинговой миссии ООН по правам человека в Украине за период с 14 апреля 2014 года до 15 февраля 2018 года погибли по меньшей мере 2523 гражданских лиц (не считая 298 гражданских лиц, погибших в результате падения самолета рейса «MH-17» 17 июля 2014 года). Количество гражданских лиц, получивших ранения в связи с конфликтом, оценивается на уровне 7-9 тысяч человек. Что касается официальных цифр, то в Украине не существует единой государственной системы или базы погибших и раненых гражданских лиц, отмечают правозащитники. «Если учет погибших и раненых военнослужащих на подконтрольных территориях проводится тщательно, то учет смертей и ранений гражданских лиц государственными органами не ведется вообще. Не существует сейчас в стране единой базы, в которой бы фиксировались смерти и ранения гражданских лиц. Но это необходимо для того, чтобы формировать адекватную государственную политику в отношении этой категории граждан», – сказал председатель правления Луганского областного правозащитного центра «Альтернатива» Валерий Новиков.
Для того, чтобы исследовать состояние учета гражданских лиц, которые погибли, получили повреждения и пропали без вести в результате боевых действий, в адрес центральных и местных органов государственной власти, а также органов местного самоуправления Луганской и Донецкой областей, правозащитниками было отправлено 164 информационных запроса. «Министерство по вопросам временно оккупированных территорий и внутренне перемещенных лиц Украины ответило, что не является распорядителем запрашиваемой информации и не направило запрос в тот орган, который обладает соответствующими цифрами, что было бы логично, учитывая статус и характер деятельности этого исполнительного органа власти. Ответы от госорганов Луганской и Донецкой областей показали, что нет единой системы сбора подобной информации», – сообщили в ХПГ.
Так, по данным правозащитников, департаментом социальной защиты населения Луганской областной военно-гражданской администрации создан и ведется Реестр раненых и погибших гражданских лиц за период проведения АТО на подконтрольной украинской власти территории. По состоянию на 01.10.2017 года Реестр содержит сведения о 336 погибших и 552 раненых, в том числе детей до 18 лет (7 погибших и 27 раненых). Сведения о пропавших без вести в Реестре отсутствуют. Главным управлением Национальной полиции в Луганской области по данным Единого реестра досудебных расследований ведется учет пропавших без вести во время проведения АТО. Согласно полученным сведениям, общее количество пропавших без вести на отдельных территориях Луганской области (Станично-Луганский, Новоайдарский, Попаснянский районы, города Лисичанск, Рубежное и Северодонецк) составляет 722 человека.
В Донецкой области, по информации ХПГ, наблюдается другая ситуация. В ответе заместителя председателя Донецкой областной военно-гражданской администрации на запрос по учету пострадавших от вооруженного конфликта гражданских лиц указано, что администрация лишь частично является распорядителем запрашиваемой информации, данными о травмированных (раненых) гражданских лиц владеет департамент здравоохранения. В свою очередь, указанный департамент сообщил, что им не ведется учет погибших, раненых (в т.ч. травмированных) и пропавших без вести, потому что «данная информация не входит в обязательные статистические данные Министерства здравоохранения Украины». Департамент социальной защиты населения ДонОВГА также сообщил, что вопрос учета пострадавших гражданских лиц не относятся к его компетенции. «Правозащитные организации не согласились с результатами рассмотрения информационных запросов и направили соответствующее письмо в адрес ДонОВГА. Рассмотрев запрос повторно, департамент здравоохранения ДонОВГА предоставил информацию о раненых и погибших гражданских лицах в 2016 году (102 раненых, 22 погибших) и 2017 году (94 раненых и 22 погибших). Сведениями о погибших и раненых гражданских лицах в 2014-2015 годах департамент не обладает», – отмечается в докладе.
В свою очередь, Главным управлением Национальной полиции в Донецкой области была предоставлена информация о количестве погибших, раненых, пропавших без вести гражданских лиц за период с 01.04.2014 по 04.12.2017 года. В частности, в Марьинском, Константиновском, Бахмутском, Славянском, Лиманском районах, городах Славянск, Краматорск, Дружковка, Константиновка, Торецк, Мариуполь – 235 погибших, 596 раненых и 218 пропавших без вести и лиц, находящихся в розыске.
«Органы государственной власти и местного самоуправления Донецкой и Луганской областей применяют различные подходы к учету пострадавшего в результате конфликта гражданского населения. Кроме этого, анализ, полученной из различных источников информации, свидетельствует о различиях в статистических показателях учета пострадавших гражданских лиц Управлением информационно-аналитической поддержки ГУНП в Донецкой области, местными подразделениями полиции и органами государственной власти/местного самоуправления», – отметил Новиков.